Создание вакцины БЦЖ. Бово-вакцина

Бово-вакцина служила до 1910 г. предметом многочисленных опытов и широко применялась в ветеринарии в Германии, Венгрии, Дании, Швеции, Италии, Франции и США. Однако специально проведенные наблюдения показали, что бово-вакцинация хотя и безвредна для рогатого скота, но устойчивость к заражению создает слабую и недлительную. Основным же отрицательным свойством этой вакцины являлась способность микобактерий туберкулеза долго сохраняться в организме животного, выделяться с молоком и служить источником заражения человека.

 

 


О подобной неудаче сообщили Koch, Schutz, Neufeld, Meissner (1905), испытывавшие на рогатом скоте, козах и ослах вакцину из бацилл человеческого и бычьего туберкулеза, ослабленных последовательными посевами на глицериновом бульоне — «таурман».
Для создания живых противотуберкулезных вакцин применительно к человеку были также испробованы микобактерии туберкулеза гетерогенного типа. В 1903 ґ. Friedmann выделил из водяной черепахи берлинского аквариума кислотоустойчивые бациллы, которые он и предложил использовать для вакцинации, считая их лишенными вирулентности для теплокровных. Это средство приобрело широкую, но весьма кратковременную популярность, в основном как лечебный препарат. Многочисленные исследования этой вакцины в конечном свете дали ей отрицательную оценку не только в отношении иммуногенности, но даже и в отношении безвредности.
Неэффективной оказалась также и вакцина, которую приготовил Mac Fadyean (1913) из микобактерий птичьего типа.

 

Пробовали также производить вакцинацию эмульсиями, извлеченными из пораженных туберкулезом лимфатических узлов. Первыми это попытались сделать Rodet и Gamier в 1903 г., позже Livierato (1910). Они исходили из того предположения, что лимфатические узлы не только задерживают в себе микобактерий туберкулеза, но и оказывают на них специфическое действие, изменяя их вирулентность. Однако практика не подтвердила этого предположения — животные, вакцинированные такими эмульсиями, оставались также мало устойчивыми против туберкулеза, как и контрольные.

 

Нет возможности перечислить все работы, назвать имена всех, кто упорно пытался заставить живую бациллу служить не источником заражения, а средством защиты от него.
Почему же и на этом, казалось бы верном пути слишком многих постигала неудача? Ни одному из указанных выше исследователей не удалось найти такой способ обработки микобактерий, который бы в достаточной мере ослабил их вирулентность и сохранил иммуногенность.

 

Решил эту задачу французский микробиолог, ученик Пастера и Ру Альберт Кальметт. Начало его многолетних исследований относится к 1906 г. Основываясь на проведенных с К. Гереном опытах заражения молодых телят через пищеварительный тракт, он пришел к убеждению, что животное, получившее в один прием небольшое количество вирулентных микобактерий туберкулеза, заражается с неизменным постоянством туберкулезом, однако может выздороветь. Выздоровевшие при этих условиях животные способны, по крайней мере в течение некоторого времени, противостоять новому заражению, даже если ввести им значительно большее количество вирулентных микобактерий туберкулеза, т. е. они становятся иммунными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *