Препарат вакцины БЦЖ и местная прививочная реакция. Грануляции, полученные в процессе выскабливания

При давности процесса около 6 месяцев в грануляционной ткани имелось большое количество фибробластов, местами грануляционная ткань переходила в волокнистую. Инфильтрация плазматическими и лимфоидными клетками и нейтрофильными лейкоцитами была менее резко выражена, носила очаговый характер.


Кровеносные сосуды были более крупного калибра (прекапиллярного типа), с набухшим эндотелием, часто с инфильтрацией стенки нейтрофильными лейкоцитами. Некоторые сосуды с утолщенной склерозированной стенкой.

В части наблюдений, без видимой связи с длительностью процесса, обнаруживались гранулемоподобные образования, сходные с туберкулезными бугорками (3 наблюдения из 7), а также большее или меньшее количество гигантских клеток (вне гранулем), среди которых были видны и клетки типа Лангганса (6 наблюдений).

Констатированные нами изменения сходны с описанными в литературе патогистологическими изменениями при введении живых вакцин БЦЖ, бруцеллезной, туляремийной, противочумной.
В 5 из 7 наблюдений грануляционная ткань с большим количеством эпителиоидных клеток и фибробластов окружала участки некроза дермы и жировой клетчатки. В участках некроза были видны многочисленные распадающиеся ядра, жировые клетки и кисты различной величины. Грануляционная ткань была инфильтрирована преимущественно плазматическими клетками, в ней обнаруживались также рассеянные гигантские клетки или группами по 3-5 клеток. Среди гигантских клеток преобладали клетки инородных тел с зернистой протоплазмой, в которой выявлялись жировые включения. Клетки типа Лангганса единичные.

Подобные изменения описаны при исследовании «холодных абсцессов» в месте введения пенициллина и других лекарственных веществ (Н. И. Соболева и А. С. Еремеева, 1956; Я. Л. Рапопорт, Л. И. Нахимсон с сотр., 1956; О. И. Киселева и О. Н. Нечаева, 1961). Я. Л. Рапопорт с сотрудниками (1956) определяют эти поражения как «инъекционную дермо- и липонекротическую гранулему». Обнаруживаемые при этом туберкулоидоподобные структуры связываются с анохорезом или со вторичным инфицированием туберкулезом (Н. И. Соболева с сотр., 1956; О. И. Киселева с сотр., 1961, и др.).
Некроз дермы и жировой клетчатки в подобных случаях можно расценить как следствие механической травмы тканей в связи с погрешностью в технике инъекции при вакцинации.
Таким образом, при осложнениях типа «холодных абсцессов» после внутрикожного введения БЦЖ детям гистологически имеется два типа изменений.
1. Образование грануляционной ткани, инфильтрированной различными, главным образом плазматическими, клетками, с туберкулоидоподобными гранулемами и гигантскими клетками или без них.
Этот тип изменений следует расценивать как местное морфологическое выражение неспецифических и специфических процессов иммуногенеза по Я. Л. Раппопорту (1957). Замедленное течение этих процессов иммуногенеза может быть связано с измененной реактивностью организма ребенка (склонность к экссудативным реакциям, инфицированность туберкулезом).
2. Участки некроза дермы и жировой клетчатки, являющиеся следствием механического травмирования тканей в связи с техникой введения вакцины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *