Хореические формы поражений нервной системы. Длительность хореического приступа

В качестве иллюстрации клиники хореической формы ревматического энцефалита приводим несколько историй болезни.
В картине болезни на первый план выступает состояние резкого возбуждения, сильно выраженные гиперкинезы, страхи, параноидный синдром. Патофизиологические механизмы, лежащие в основе этого состояния, нужно понимать следующим образом. Токсикоинфекционный фактор вызывает в коре головного мозга фазовое состояние торможения. На фоне этого состояния имеет место раздражение обонятельного и вкусового анализаторов («пища пахнет серой»).


При наличии раздражения в первой сигнальной системе и нарушения взаимосвязи сигнальных систем — синтез всего происходящего в действительности больному недоступен. Как говорит И. П. Павлов, в таких случаях «больной допускает самые фантастические связи явлений, возникающие у него в первой сигнальной системе из некоторых действительных ощущений».

Выраженное состояние страха у больной, являющееся также следствием торможения коры, усугубляет неправильную оценку ею окружающего. Резко выраженные гиперкинезы дают основание думать о наличии очагов инертного возбуждения в подкорковой области.

С указанными нарушениями корковой деятельности и ее регулирующего влияния на организм тесно связано и тяжелое соматическое состояние (обезвоживание — сухая кожа, кожные кровоизлияния, кровоточащие губы, гиперемированные сосуды конъюнктивы и глазных яблок, инспираторная одышка, глухие тоны сердца, повышение артериального давления, непроизвольное мочеиспускание). Описанное состояние свидетельствует о глубоком токсикозе, вследствие чего диагноз тяжелой хореи вполне оправдан.

В приводимом ниже наблюдении явления хореического синдрома у девочки с ревматическим энцефалитом также сочетались с психотическими явлениями.
Больная поступила под наше наблюдение с сильно выраженными гиперкинезами и выраженной астенией. Исследование высшей нервной деятельности также свидетельствует а большой слабости раздражительного процесса, вследствие чего возбуждение иррадиирует на другие раздражители. Иррадиация же обусловливает появление ступенчатых нажимов и многочисленных межсигнальных реакций. При двигательной реакции на положительный раздражитель девочка делает слабый нажим. Во время работы она быстро утомляется и отказывается, ее выполнить. Активное торможение явно недостаточное, преобладают явления пассивного торможения. Таким образом, мы можем говорить о наличии охранительного торможения, которое в период обострения ревматического процесса (декабрь 1951 г. — январь 1952 г.) бывало резко выражено к распространялось на двигательный анализатор — больная застывала на месте, что напоминало кататоническую позу. Однако временами на фоне тормозного состояния возникали очаги раздражения в области зрительного и обонятельного анализаторов (галлюцинации) и разлитое возбуждение подкорки.

Периодически обостряющиеся хореические гиперкинезы здесь следует рассматривать как очаги инертного возбуждения подкорки, в свою очередь отрицательно индуцирующие кору. Длительный лечебный сон усилил охранительное торможение и снизил инертность очагов возбуждения.
Ниже приводим истории болезни двух девочек, у которых заболевание хореей протекало без психотических явлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *