Ревматические энцефалиты. Иллюзорные восприятия

Исследование высшей нервной деятельности, произведенное у 10 детей этой группы по речедвигательной методике А. Г. Иванова-Смоленского, дало следующие результаты. У 4 детей условная двигательная реакция на положительный раздражитель (красный свет) образовывалась с большим трудом (на 25-м, 34-м, 44-м и 92-м сочетании); у 2 детей она выработалась лишь после пассивного нажима.


У одной больной в связи с ухудшением общего состояния с трудом установившаяся условная связь многократно тормозилась. У 6 детей не наблюдалось затруднения в выработке положительной условной двигательной реакции. Однако у 2 из них в дальнейшем при обострении болезни условная связь нарушалась, причем у одного больного вплоть до 63-го сочетания. У другого больного на 77 последующих (вслед за установлением условной связи) раздражений получены лишь 24 положительные условные реакции. У 3 детей в состоянии обострения произошло растормаживание диференцировки, установившейся быстро и ставшей уже нулевой.

Условная двигательная реакция на второй положительный раздражитель — звонок высокого тона — устанавливалась в преобладающем большинстве случаев легко (со 2-го, 3-го сочетания и с места). Исключение составил один ребенок, у которого положительная реакция на звонок появилась только с 11-го сочетания. Диференцировка на звонок низкого тона вырабатывалась также легко (со 2-3-го сочетания), но и здесь у 3 детей наблюдались затруднения. У большинства детей при выработке диференцировки имели место явления последовательного торможения.

Взаимодействие обеих сигнальных систем у больных часто было нарушенным. Полное адекватное отражение связи между раздражителем и реакцией во второй сигнальной системе имелось лишь у 3 детей. У 3 правильное отражение получали раздражитель и реакция в отдельности, но связь между ними отсутствовала.
Словесный отчет: 1. «Видела красный свет». 2. «Нажимала грушу». 3. «Когда вы говорили».

У одной девочки в остром психотическом состоянии в течение ряда исследований во второй сигнальной системе получали отражение не два применявшихся световых раздражителя, а три: красный, зеленый и «мутный» свет. При введении в качестве положительного раздражителя звонка высокого тона условная связь у этой девочки раньше установилась во второй сигнальной системе: «Нажимала, когда был звонок громкий». Однако фактически девочка не нажимала на звонок.
Установление стереотипа вызвало затруднения у 4 детей, находившихся в остром психотическом состоянии. При выработке стереотипа из четырех раздражителей — красный свет (-f-), зеленый свет (-), звонок высокого тона (+), звонок низкого тона (-) — у 3 девочек наблюдались фазовые состояния, причем у одной стереотип выработался только на 33-м сочетании и был упрочен на 25-м (при выходе ребенка из острого состояния), у двух других так и не удалось выработать прочный стереотип.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *