Цереброспинальные поражения при ревматизме

При поступлении больные жаловались в основном на боли в руках, ногах и суставах, припухлость суставов (коленных, плечевых голеностопных, межфаланговых), на боли в области сердца, сердцебиение, обморочные состояния, головную боль, головокружение, раздражительность, плаксивость, сонливость, вялость и т. д.


При исследовании нервной системы обнаружены многообразные, хотя и не резко выраженные нарушения функций центральной нервной системы. На первом плане среди них стоят глазные симптомы: опущение века, сужение зрачков, неравномерность их, вялая и неравномерная реакция на свет, сходящееся и расходящееся косоглазие, парез конвергенции, диплопия, нистагм.

У одного больного нистагм, возникший при явлениях интоксикации, после ликвидации ее также исчез. Из поражений других черепных нервов нами нередко наблюдался парез центрального лицевого нерва, В единичных случаях обнаруживались нерезко выраженные паретические явления в нижних конечностях. Отмечалось многообразие нарушений рефлекторной деятельности (повышение сухожильных рефлексов у 24 больных и понижение у 6). У ряда детей нами отмечено повышение одних сухожильных рефлексов при понижении других. Разнообразные нарушения рефлекторной деятельности наблюдались нами со стороны брюшных рефлексов: у одних детей они были резко повышены, у других понижены (все или частично). У ряда больных все или некоторые брюшные рефлексы быстро «затухали».

Иногда наблюдалось несоответствие между сухожильными и брюшными рефлексами: первые были резко повышены, вторые снижены. В некоторых случаях характер сухожильных и брюшных рефлексов на протяжении заболевания сильно изменялся. Так, у одного больного вначале имело место резкое повышение сухожильных рефлексов, которое через 8 месяцев сменилось резким их снижением; в этот же период исчезли клонусы.

Брюшные же рефлексы оставались живыми. Иногда мы наблюдали резкое повышение мышечных и периостальных рефлексов, клонус стоп, четырехглавой мышцы. Клонус возникал в фазе выраженной интоксикации и исчезал вместе с ликвидацией последней. Нередко мы отмечали одно- или двусторонние пирамидные знаки.
Из других нарушений моторной сферы у ряда больных мы наблюдали нарушение координации и нарушение мышечного тонуса характера гипотонии. Иногда встречались гиперкинезы в виде дрожания всего тела, головы, конечностей, а также миоклоний и тиков.

Нарушения функции рецепторной системы касались в основном болевой чувствительности. У многих больных в клинической картине был ярко выражен алгический синдром, который проявлялся как спонтанно, так и при исследовании: в конечностях, туловище, в местах выхода нервов, по их тракту и в суставах. Этот синдром можно было обнаружить при давлении в области плечевого сплетения, в месте выхода затылочных нервов, нижнего и верхнего глазничного, тройничного, межреберных (паравертебральной области), при давлении на нервы конечностей, в области солнечного и гипосакрального сплетений.
Исследование поверхностной чувствительности у больных обнаружило на конечностях гипестезию дистального типа, а в единичных случаях одновременно и радикулярного типа. Многие дети жаловались на головную боль.
Многообразные нарушения можно было обнаружить у большинства больных и со стороны вегетативного отдела нервной системы. Отмечалась атрофия мышц в области верхнего и нижнего поясов и конечностей. Особенно резко были выражены атрофии мышц дистальных отделов — на кисти mm. interossei, thenaris, hypothenaris. Мышечные атрофии в области пораженных суставов могут быть, как показал А. Корнилов, и следствием рефлекторно обусловленных дистрофических изменений в мышцах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *