Психозы ревматического происхождения. Сильная истощаемость

Больные ипохондричны, внимание их приковано к болезненным переживаниям. У них возникает навязчивая потребность плеваться, они пробуют петь, чтобы убедиться, что у них не пропал голос, откашливаются, ощущая изменение гортани, пробуют рукой тело, чтобы проверить, мягкое оно или нет.

Они умоляют врача оказать им помощь, навязчиво рассказывают ему о своих ощущениях, отказываются оставить кабинет врача и снова жалуются на то, что у них все изменено, ничто в организме не функционирует и они гибнут и т. д. Больные, переживающие боязнь отравления, упорно отказываются от еды, в то же время берут чужую еду, полагая, что она безвредна. При бреде преследования избегают своих «преследователей», обороняются от них, становясь при этом нередко агрессивными и нападая на детей и на взрослых. В некоторых же случаях они делаются заторможенными, а иногда у них развивается настоящий кататонический ступор.

Исследование высшей нервной деятельности, произведенное у детей, страдающих ревматическими психозами, показало, что в остром состоянии замыкательная функция коры явно снижена. Положительная условная связь устанавливается с задержкой и в остром состоянии она крайне непрочна. В преобладающем большинстве случаев наблюдается малая сила нажима, которая еще больше падает при выработке дифференцировки и стереотипа. Кроме того, отмечен сравнительно большой (в удовлетворительном состоянии) латентный период, доходящий в остром состоянии до 15 1 секунд и более. У двух детей имело место обилие межсигнальных реакций. Дифференцировки, устанавливающиеся в удовлетворительном состоянии довольно легко, при обострении растормаживаются. Почти у всех детей отмечаются явления последовательного торможения.
Для острого периода болезни очень характерно появление фазовых состояний, когда на отрицательный раздражитель получается реакция, а на положительный — нет (ультрапарадоксальная фаза), или когда на свет меньшей интенсивности возникает реакция, по силе нажима равная либо превышающая реакцию на свет большей интенсивности (уравнительная и парадоксальная фазы).

В остром состоянии нередко нарушается четкость элективной иррадиации возбуждения из первой сигнальной системы во вторую.
Исследования высшей нервной деятельности отражают динамику, синхронную с клиническим течением болезни. Так, при улучшении состояния укорачивается латентный период, возрастает сила нажима, исчезают фазы, отражение во второй сигнальной системе становится более адекватным.

Отдельно следует остановиться на выработке угасательного торможения, которое исследовано у 2 детей. У одной больной в состоянии обострения (резкая заторможенность, страхи, бредовые переживания) при отсутствии речевого, подкрепления связь с положительным раздражителем угасла мгновенно со второго сигнала, причем он оказался угашенным и в речевом (ассоциативном) исследовании. У другой же больной с выраженной ажитацией, тоской, с фиксацией внимания на болезненных ощущениях («нет горла, нет голоса, не слышу ничего, умерла») полного угасания выработать так и не удалось, несмотря на то, что было проведено 400 сочетаний без речевого подкрепления.
Таким образом, можно говорить о преобладании в первом случае тормозного процесса, а во втором — раздражительного, наряду со слабостью активного торможения; раздражительный процесс был крайне мало концентрирован (межсигнальные реакции).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *