Психозы ревматического происхождения. Нарушение сензорного синтеза

Аффективные расстройства детей при ревматическом психозе были очень ярко выражены в виде тревоги и страха, доходящих до смятения, подавленности, тоски. Импульсации, идущие от пораженных болезнью органов (сердца, органов дыхания, пищеварения), являются при наличии заторможенной коры раздражителем большой силы, определяющим своеобразие и интенсивность ипохондрических переживаний (больным кажется, что у них нет голоса, горла, легких, языка, не бьется сердце, исчез пульс).


Вряд ли импульсация такой мощности типична для острой вспышки, шизофренического процесса. Нарушения сензорного синтеза здесь также выражены со значительным постоянством и силой.

Мощными диференциально-диагностическими факторами при ревматических психозах являются соматические изменения: ревмокардитические и ревмоартритические явления, своеобразный характер головных болей, свидетельствующий о сосудистых нарушениях («в голове стучит, как молотками», «пульсирует в голове»; «голова болит при перемене положения» и т. д.). К этим факторам относятся также: внезапное падение кровяного давления, аллергические явления, признаки аноксемии (постоянные вздохи, как будто ребенку не хватает воздуха, синюшность лица и конечностей); сдвиги в формуле крови, лейкоцитоз и высокая РОЭ; либо, наоборот, лейкопения и РОЭ; равная 1-3 мм в час, что свидетельствует о снижении реактивности; следы белка, лейкоциты, эритроциты и цилиндры в моче; высокое содержание холестерина в крови; падение антитоксической функции печени и т. д.

На ревматический характер наблюдавшихся психозов указывают преходящие и стойкие (заставляющие думать об энцефалите) неврологические симптомы: дрожание рук, общее дрожание, напоминающее озноб, нарушение конвергенции, изменение тонуса, усиление сухожильных рефлексов, выраженный симптом Ромберга, окулостатический феномен, повышенная жажда, крайняя потливость и т. д.

Течение ревматических психозов также дает нам ряд спорных диференциально-диагностических положений. Во-первых, для ревматических психозов очень типична двух- и трехфазность течения. Правда, и первые острые вспышки шизофренического психоза нередко протекают многофазно; однако при ревматических психозах возникновение новой фазы, как правило, идет во взаимосвязи с усилением соматических явлений и возникновением оглушенности, чего почти не наблюдается при шизофреническом процессе. Вообще непостоянство и смена явлений при инфекционных психозах чрезвычайно велики, что является клиническим выражением чрезвычайной лабильности процессов высшей нервной деятельности. Как показывает исследование по речедвигательной методике, в моменты обострения трудно замыкается условная связь, затормаживаются условные двигательные реакции и растормаживаются диференцировки. Падает сила нажима, резко удлиняется латентный период, растет последовательное торможение, нарушается взаимодействие сигнальных систем. При спаде остроты состояния нейродинамика быстро нормализуется.

Отнюдь не придавая данным нейродинамики значение диференциально-диагностического критерия, мы полагаем, что необходимо подчеркнуть следующие факты: ни в одном случае ревматического психоза мы не наблюдали такого снижения замыкательной функции коры, как при шизофрении, где нередко в остром состоянии не удается получить условной двигательной реакции даже после 200-300 сочетаний (данные Ф. П. Янович). Никогда не получали мы также при ревматических психозах и нелепых ответов в словесном отчете. Как правило, условная связь во второй сигнальной системе устанавливалась раньше, чем в первой. Пестрота данных, соответствующая чрезвычайной подвижности состояния сознания при ревматических психозах, была выражена очень отчетливо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *