Вопросы патогенеза и патофизиологии. Синдром хореи

Явления нарушения высшей нервной деятельности, сопровождающиеся рядом патологических симптомов. В то же время нервная система играет ведущую роль в защите организма от вредных воздействий. Наличие этих двух тенденций нервной системы наглядно иллюстрируется приведенными выше наблюдениями.


А. Г. Иванов-Смоленский отметил, что в расстройстве центральной нервной регуляции играют роль нарушения взаимоотношений между различными ее этажами, например, «между корковой и подкорковой деятельностью и, возможно, также и между различными инстанциями системы вегетативных центров…».
«Динамическим взаимоотношением мозговой коры и инфракортикальных областей, — пишет А. Г. Иванов-Смоленский, — И. П. Павлов всегда придавал большое значение. Вот почему чрезмерное акцентирование вопросов корковой регуляции таит в себе опасность известного отрыва кортикальной регуляции от других многообразных форм нервной регуляции, осуществляемых нижележащими отделами головного и спинного мозга, а также периферическими отделами вегетативного нервного аппарата» К Указанные соображения важны для понимания хореического синдрома, возникновение которого связано с нарушением не только корковой регуляции, но и регуляции, осуществляемой указанными нижележащими отделами.

Синдром хореи играет такую большую роль в картине ревматических энцефалитов, что мы считаем необходимым остановиться на нем особо. В многообразной клинической картине хореи обращают на себя внимание в первую очередь гиперкинезы (среди которых доминирующим является хореический), нарушение координации движений, гипотония, дисметрия, адиадохокинез, астения, речевые расстройства.

Уже со времени Лючиани (Luciani) возникновение этого синдрома, включавшего атаксию, дисметрию, гипотонию, астению, связывали с нарушением функции мозжечка и его систем. Эти данные о роли мозжечка были подтверждены и подверглись дальнейшей разработке в ряде экспериментальных и клинических исследований (М. Б. Кроль, Н. В. Коновалов) и зарубежных [Бабинский (Babinski), Магнус (Magnus)] авторов.
Лючиани показал, что мозжечок, регулируя тонус мускулатуры и сократительную ее функцию, обеспечивает и сохранение равновесия, и координацию движений. Точку зрения, высказывавшуюся многими авторами, что мозжечок самостоятельно регулирует сложные координационные акты и диференцированные движения, направленные к сохранению равновесия, нельзя признать правильной. Согласно другой точке зрения, мозжечок не является самостоятельным координирующим центром двигательных актов; координация осуществляется другими отделами центральной нервной системы, но при посредстве мозжечка. По Лючиани, мозжечок, регулируя тонус и мышечные сокращения, в то же время регулирует и усиливает деятельность спинного мозга. Эльгергам (Elgergam) справедливо считал мозжечок «вспомогательным узлом» большого мозга, полагая, что мозжечок передает на периферию моторные импульсы, возникающие в коре мозга.
При помощи предложенного И. П. Павловым метода — усиления охранительного торможения — в последние годы получены при ряде заболеваний дополнительные данные о ведущей роли коры больших полушарий в восстановлении функций мозжечка. Н. А. Крышова показала, что под влиянием лечения сном достигался значительный эффект у больных, страдающих мозжечковыми нарушениями координации. Аналогичные данные приводятся и в работе Я. М. Краевского, с успехом применявшего лечебный сон при мозжечковых расстройствах движения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *