Вопросы патогенеза и патофизиологии. Сущность нейродинамических процессов

На значение корково-мозжечковой системы в патофизиологии хореического синдрома еще давно указывал Л. О. Даркшевич. Роль спинного мозга в патофизиологии гиперкинезов выявлена в исследованиях В. В. Ефимова и А. С. Грозной, которым удавалось купировать гиперкинезы, воздействуя на спинной мозг пропусканием Через него нисходящего тока. Сущность нейродинамических процессов, происходящих в центральной нервной системе при гиперкинезах, подлежит дальнейшему углубленному физиологическому изучению.

 

 

Совместно с А. А. Оганесяном и Д. И. Семеновой нам удалось обнаружить биотоки в период между приступами, что свидетельствует о наличии своеобразных нейродинамических процессов в центральной нервной системе в то время, когда в мышечной системе имел место «моторный покой».
Исследования проводились у 10 больных в различных фазах заболеваний как при наличии хореических гиперкинезов, так и при отсутствии их. При этом были выявлены токи действия различной амплитуды (максимум 660 микровольт) в приводящих мышцах большого пальца, общем сгибателе и в ряде случаев — в общем разгибателе. При расслаблении мускулатуры оставались низковольтные импульсы.

 

Наличие токов действия в период, когда гиперкинезы отсутствовали, указывает на патологические процессы в, центральной нервной системе (физиологическим выражением их и были обнаруженные токи действия). Каких-либо моторных проявлений этой нарушенной функции центральной нервной системы обнаружить не удалось.
На основании этих данных, а также данных, полученных при изучении хронаксии в разные фазы заболевания, можно судить о функциональном состоянии нервной системы на разных этапах развития заболевания.

 

Изучение хронаксии и реобазы у больных хореей в разные фазы заболевания позволило получить ряд ценных материалов.
Определение хронаксии и реобазы у больных хореей в разных стадиях заболевания, произведенное после успешного лечения, выявило снижение этих показателей во всех его звеньях. Характерна чрезвычайно слабая сила нажима у части детей, страдающих хореической формой ревматического энцефалита. Следует также упомянуть о ступенчатости подъема, т. е. подъема в два и даже три приема, о межсигнальных двигательных реакциях, свидетельствующих о слабости раздражительного процесса и об его иррадиации: Об этом же свидетельствует и наступающее нередко у ребенка во время обследования общее двигательное возбуждение (берет грушу в рот и надавливает на нее зубами, кладет ее перед собой на стул, теребит руками свою одежду и т. д.). Иногда истощаемость настолько выражена, что ребенок бросает грушу со словами «устал», «не могу больше жать», «трудно жать» и т. д. Нужно думать, что при хорее происходит торможение корковой регуляции двигательного анализатора.

В связи с тем, что при хорее часто обнаруживаются функциональные изменения коры головного мозга, мы считаем уместно привести высказывания И. П. Павлова: «Мне трудно представить, чтобы когда имеется инфекционный процесс в головном мозгу, этот инфекционный процесс ни капельки не дал себя знать в самой реактивнейшей части головного мозга, — в больших полушариях. Трудно представить, чтобы токсины оставались только в подкорке и не диффундировали в большие полушария. Я совершенно понимаю, конечно, что у бактерий имеется излюбленность к известным химическим средам, а эти отделы как-нибудь химически тонко различаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *