Противотуберкулезная работа. Организация борьбы с туберкулезом.

Работа в системе железнодорожного и водного транспорта имеет существенные особенности, нередко создающие повышенный риск заболевания легочными болезнями, в том числе и туберкулезом. К особенностям труда и быта работников транспорта относятся: специфика работы подвижных поездных и теплоходных бригад с частой сменой климатических и часовых поясов, повышенная влажность и гиперинсоляция в навигационный период подвижного состава водного транспорта, постоянная работа на открытом воздухе при разных погодных условиях работников пути, транспортных строителей и ремонтников, военизированной охраны и т. д., производственные вредности и высокое эмоциональное напряжение машинистов тепловозов и теплоходов, профессиональные вредности у электро- и газосварщиков, строителей и ремонтных рабочих железнодорожных путей вследствие постоянного контакта с признанным канцерогеном — асбестом, высокая загазованность в локомотивных депо и ряде помещений теплоходов.

13-08-2016_21·57·28


Сказанное создает предпосылки для повышенной заболеваемости легочными болезнями, что может служить причиной реактивации туберкулезного процесса.
В таких условиях острые респираторные заболевания, острые бронхиты и пневмонии протекают неблагоприятно, нередко формируя контингента больных ХНЗЛ.

В то же время работа с пассажирами создает для членов экипажей теплоходов и проводников пассажирских вагонов повышенную эпидемическую опасность заражения туберкулезом.
За годы Советской власти выработана стройная система организации транспортной медицины с учетом особенностей труда работников железнодорожного и водного транспорта.

В системе водного транспорта функционирует специализированная фтизиопульмонологическая служба при Киевской Центральной клинической бассейновой больнице, которая обеспечивает ежегодную диспансеризацию работников Днепропетровского бассейна с проведением флюорографического обследования. При этом охват ежегодным, флюорографическим обследованием работников бассейна и членов их семей за последние годы вырос с 90,0% до 99,8%.

На железнодорожном транспорте предусмотрены противотуберкулезные диспансеры со стационарами, правда, почти на половине дорог имеются лишь туберкулезные отделения и кабинеты в составе общих лечебно-профилактических учреждений.

Руководство и контроль за проведением противотуберкулезных мероприятий в масштабах системы МПС возложены на внештатного главного фтизиатра ГВСУ МПС, а в составе Центрального организационно-методического отдела ГВСУ МПС выделен врач-методист по туберкулезу.

В Центральной клинической больнице № I МПС функционирует клиника туберкулеза, в диагностическом и других отделениях которой используются все современные методы диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний легких, включая катетеробиопсию, пункционную, щипцовую биопсию легких и внутригрудных лимфатических узлов, бронхоальвеолярный лаваж с цитологическим исследованием лаважной жидкости, современные методы рентгенологического исследования грудной клетки, включая рентгеноконт-растные и рентгенофункциональные методы. Оперативная активность в хирургических отделениях клиники составляет 2,3 больных на одну койку.

Исходя из специфики работы железнодорожного транспорта, основное внимание среди противотуберкулезных мероприятий должно отводиться вопросам своевременного выявления туберкулеза, проведению противоэпидемических мероприятий и полноценному лечению больных.

Обеспеченность койками в противотуберкулезных стационарах системы МПС составляет 5,5 на 10 тысяч обслуживаемых контингентов, флюорографический парк насчитывает 3380 установок, преимущественно крупнокадровых. Особенностью работы флюорографической службы является значительное число передвижных установок, в том числе 40 флюорографов установлено в железнодорожных вагонах. Следует отметить низкую среднегодовую нагрузку на флюорограф, составляющую около 15 тысяч обследований. В 1984 году профилактическими осмотрами было охвачено только 55% контингентов, подлежащих обследованию на туберкулез. Такое положение может быть объяснено самоустранением от указанной работы общей медицинской сети и, особенно, санитарно-эпидемиологической службы.

Особую тревогу вызывает отсутствие на ряде дорог бактериологических лабораторий, что снижает эффективность проведения противоэпидемических мероприятий.
Нельзя признать удовлетворительным проведение туберкулинодиагностики среди детей. Так, в 1984 году ею было охвачено только 67% детей. Вакцинации БЦЖ было подвергнуто 90% новорожденных.

Сложное положение на железнодорожном транспорте с кадрами врачей-фтизиатров. При сравнительно высокой укомплектованности штатов, она достигается за счет внутренних и внешних совместительств врачами других специальностей и даже средними медицинскими работниками. Усовершенствование проходят не более 10% фтизиатров в году.
Таким образом, для совершенствования противотуберкулезной работы в системе МПС первоочередными задачами являются: усиление мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза, принятие экстренных мер к укомплектованию фтизиатрической ведомственной службы врачебными кадрами, обеспечив систематическое повышение квалификации фтизиатров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *