Ревматические энцефалиты. Общий белок крови

Общий белок крови равнялся в среднем 8 мг%. Альбумин-глобулиновый коэффициент был изменен как в сторону увеличения альбуминов, так и глобулинов. Указание на то, что при ревматической инфекции имеются изменения азотистого обмена, альбумин-глобулинового коэффициента, встречаются и у Я. А. Ловцкого.


Исследование спинномозговой жидкости выявило следующее: жидкость вытекала под повышенным давлением (300-400 мм водяного столба), количество белка лишь в одном случае было несколько повышенным, цитоз в пределах нормы (лишь в одном случае 20/3). Реакция Панди была обычно положительной. В единичных случаях получены положительные реакции Больца и Вейхброда. Дважды реакция Ланге давала небольшие зубцы (2 и 3). Отношение количества сахара в крови к количеству сахара в спинномозговой жидкости оказалось нарушенным в сторону увеличения содержания сахара в ликворе.

Неврологическое обследование детей обнаруживало ряд отклонений от нормы. У 26 больных из 36 выявлен глазной синдром (анизокория, недостаточность конвергенции, нистагмоидные движения, диплопия); очаговые нарушения (глазным образом парез лицевого нерва); расстройства рефлекторной сферы (усиление коленных рефлексов, часто с расширенной зоной, усиление ахилловых рефлексов, клонусы коленной чашки и стопы); понижение брюшных рефлексов; пирамидные знаки (симптом Бабинского); амиостатический синдром (гипомимия лица, брадикинезия, монотонная речь); нарушение тонуса (гипотония, иногда симптом Гордон II); атактический синдром (головокружение, симптом Ромберга). Головные боли были у всех без исключения детей; они сопровождались тошнотой и появлением тумана перед глазами. Один ребенок говорил, что у него голова болит так, будто «мозги печет». Головные боли усиливались при движениях (физкультура, ритмика), учебных занятиях и вызывали потребность в. немедленном отдыхе.

У некоторых детей как в начале остро возникающего болезненного состояния, так и в дальнейшем отмечались разного рода гиперкинезы: дрожание рук и тела, хореатические, атетозные, тикозные, миоклонические движения, судороги мышц живота и дыхательных мышц, а также насильственные движения — «хрюканье», «свист», «стон». Однако все эти явления никогда не достигали такой степени, которая позволяла бы говорить о форме энцефалита, протекающего с выраженной картиной малой хореи. Здесь скорее можно предполагать стертую ее форму. В отдельных случаях наблюдались эпилептиформные припадки.

Значительно были выражены вегетативные нарушения, сказывавшиеся в появлении яркого красного дермографизма, асимметрии его (красный на одной стороне, белый на другой), в онемении рук и ног, яркой игре вазомоторов, сильной потливости и зябкости. У одной девочки при волнении появлялись на лице красные пятна, принимавшие форму бабочки. Нередко обнаруживалась мраморность кожи. У многих детей развивалась тахикардия, одышка с резким побледнением лица, иногда внезапно расширялись зрачки и появлялся блеск в глазах, длительное время держалась субфебрильная температура, отмечался симптом Хвостека, мышечный валик. У одного ребенка на голове имелись участки облысения, у другого — участки огрубевшей шелушащейся кожи. У некоторых детей была увеличена щитовидная железа. Часто у детей нарушался сон: они поздно засыпали, спали неспокойно, во сне вздрагивали, нередко видели устрашающие сновидения («собаки кусают»), во сне кричали, переживали обиду. Многие дети, наоборот, страдали повышенной сонливостью, они охотно оставались днем в постели и часто сами просились в постель.
Обращала на себя внимание заторможенность, вялость, безынициативность, пассивность больных; для проявления активности они нуждались в непрерывной стимуляции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *