Вопросы патогенеза и патофизиологии. При хореическом энцефалите

При исследовании высшей нервной деятельности на высоте заболевания у 25 детей с ревматическим поражением центральной нервной системы нами отмечены: резкое нарушение замыкательной функции коры, трудность установления положительных условных связей, частое затормаживание уже установившихся связей, легкость растормаживания дифференцировок, выраженное последовательное торможение.


Нередко, особенно при хорее, отмечались межсигнальные реакции и ступенчатость подъема. В ряде случаев было трудно выработать стереотип. В стадии обострения возникали фазовые состояния, резко удлинялся латентный период, снижалась сила нажима, определяемая рефлектометром, нередко нарушалось, взаимодействие сигнальных систем.
Дети во время исследования часто бывали сонливы, зевали, опускали голову на руки, разваливались, на стуле, жаловались на усталость и с трудом нажимали грушу. Таким образом, корковая деятельность была явно нарушена; некоторые нарушения носили динамический характер и после соответствующего лечения проходили.

При хореическом энцефалите, помимо изменения корковых функций, несомненно имели место нарушения деятельности подкорки. Р. М. Пэн при исследовании высшей нервной деятельности у больных хореей обратила внимание на большое количество «лишних» движений (межсигнальных реакций), свидетельствующих о наличии подкоркового возбуждения. Если учесть значительную роль сосудистых поражений в клинике ревматизма и принять во внимание данные Б. Н. Клосовского о богатой васкуляризации гипоталамической области, то становится понятной частота ее поражения. На поражение подкорковой области имеются указания в работах как отечественных (В. М. Бехтерев, Л. О. Смирнов, П. Е. Снесарев), так и зарубежных авторов (Антон, Фогт и др.).

Подчеркивая значение подкорки, И. П. Павлов говорит, что если динамические соотношения коры и подкорковых областей поставлены в условия выше и ниже оптимума, то в коре возникают фазовые явления (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и другие гипнотические фазы), и по мере удаления от оптимума в ту или другую сторону развиваются все более углубляющиеся явления торможения. Далее И. П. Павлов отмечает, что подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий и выступает в качестве источника их силы.

Экспериментально показано, что в случаях, когда ревматический энцефалит протекает на фоне ревмоартрита, боли в суставах могут вызывать также торможение коры больших полушарий (опыты О. П. Ярославцева с собакой, заболевшей острым суставным ревматизмом). Возникает предположение, что такого рода торможение коры может иметь место у детей при энцефалите, сопровождающемся ревмоартритом. Автор полагает, что здесь речь идет о внешнем торможении, обусловленном болями.
Клиника ревматических энцефалитов полностью отражает нарушение высшей нервной деятельности. Торможение психической деятельности иногда достигает большой глубины и отличается разлитым характером (больные не двигаются, отказываются от еды, задерживают естественные отправления). В некоторых случаях наблюдаются все переходные стадии от глубокого торможения коры до состояния оглушенности. Иногда же блокада торможения прерывается и тогда возникает делирий и возбуждение. В ряде случаев появляется параноидная настроенность, оцениваемая, согласно концепции И. П. Павлова, как проявление -ультрапарадоксальной фазы.

Следует отметить, что на фоне общего торможения коры имеются многочисленные симптомы раздражения центральных отрезков тех или иных анализаторов коры и отдельных динамических функциональных систем. Мы имеем в виду зрительные и слуховые галлюцинации (у одного больного упорно не устанавливалась условная рефлекторная реакция на звуковые раздражители); нарушения сензорного синтеза, оптико-вестибулярные расстройства и т. д. В отдельных случаях на электроэнцефалограмме на фоне общего торможения коры устанавливались отдельные очаги возбуждения.
Мы знаем, что при действии болезнетворного агента наступают более или менее выраженные нарушения функций нервной системы. Одновременно под влиянием того же вредного воздействия происходит мобилизация различного рода защитных нервных механизмов, выработанных в процессе эволюционного развития, а именно охранительно-защитных механизмов, которые направлены на обезвреживание и нейтрализацию вредных агентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *