Диагностика язвенной болезни. Развитие кровотечения

Положительный висцерокардиальный рефлекс (урежение пульса на 4 удара в минуту и более при надавливании на подложечную область) в фазе обострения язвенной болезни выявлялся в 3,5 раза чаще, чем в период ремиссии (соответственно в 79 и 22% случаев).


У 12% человек, у которых обнаруживался данный рефлекс, заболевание протекало атипично и бессимптомно, причем некоторые из этих лиц скрывали жалобы. Однако наличие положительного висцерокардиального рефлекса является основанием для исследования желудка и двенадцатиперстной кишки, что позволяет своевременно диагностировать язвенную болезнь.


При применении симптома поколачивания в области правого подреберья на высоте вдоха резко положительная реакция в фазе обострения язвенной болезни выявлялась у 29% больных, в фазе ремиссии — у 14%, а в контрольной группе (здоровые лица) — у 3%. У части летчиков, которые скрывали жалобы или имели атипичное течение заболевания, лишь резко выраженная реакция на поколачивание позволяла заподозрить язвенную болезнь, подтвержденную затем при обследовании.

Совместно с П. Л. Слепенковым показано, что язвенная болезнь у летного состава авиации протекает с осложнениями у 15,3% больных. При этом отмечается развитие кровотечения у 7,5%, перфорации — у 5,7%, стеноза — у 1,8% и малигнизации — у 0,3% больных язвенной болезнью, причем в большинстве случаев до 40 лет (85,7%). Средний возраст летного состава с этим заболеванием, осложненным кровотечением, составляет 34,5, а перфорацией -32,3 года. В целом оба осложнения возникают почти одинаково при желудочной и дуоденальной локализации процесса. Однако кровотечение чаще встречается при язве двенадцатиперстной кишки. Летчиков с осложненным течением заболевания обычно в 4 раза больше, чем штурманов. Кровотечение и перфорация дебютируют у летного состава истребительной и вертолетной авиации на 2-4 года раньше по сравнению с лицами других родов авиации.

Кровотечение чаще определяются у летчиков истребительной авиации (8,6%), а перфорация — у лиц вертолетной авиации (8,9%). Стеноз язвенной этиологии у летного состава этих родов авиации диагностируется в 2-4 раза чаще по сравнению с бомбардировочной и транспортной авиацией. Следует думать, что условия профессиональной деятельности летного состава, особенно вертолетной и истребительной авиации, способствуют развитию осложнений.

До развития кровотечения или перфорации почти у половины больных диагностировались различные заболевания органов пищеварения, причем осложнения возникали через 1,4-2,1 года после установления первичного диагноза. Факторами, провоцирующими кровотечение и перфорацию, послужили употребление алкоголя, прием обильного количества пищи и стрессовые ситуации у 7,7% обследованных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *