Несложная форма язвенной болезни. Хронический гастрит и гастродуоденит

Изучение клинического течения заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки показало, что неосложненная язвенная болезнь у летного состава вертолетной авиации выявляется, преимущественно, у высококвалифицированных специалистов в возрасте до 35 лет и часто протекает стерто и бессимптомно.


Заболевание возникает в более ранние сроки профессиональной деятельности по сравнению с летным составом самолетов, что может быть связано с воздействием шумо-вибрационного фактора. При этом превалировала дуоденальная локализация язвы (86,8%), а каждая вторая язва желудка локализовалась в пилорическом отделе. Язвенная болезнь у лиц летного состава вертолетов чаще протекала со сниженной кислотообразующей функцией желудка, что, по нашему мнению, связано с воздействием таких профессиональных факторов, как шум и вибрация. Своевременная диагностика заболеваний у лиц летного состава этих летательных аппаратов затруднена в связи с указанными особенностями клинического течения и диссимуляцией из-за боязни дисквалификации.

Хронический гастрит и гастродуоденит у летного состава вертолетной авиации имеют стертую клиническую картину и, в большинстве случаев, диагностируются при отсутствии жалоб по результатам рентгенологического и эндоскопического исследований. Различий в клиническом течении хронического гастрита и гастродуоденита у летного состава не выявлено. Отмечено также снижение кислотообразующей функции желудка у летного состава вертолетов по сравнению с членами экипажей самолетов и ИТС. Нами впервые показано, что с увеличением стажа профессиональной деятельности показатели желудочной секреции и кислотности у летного состава вертолетной авиации с хроническим гастритом и гастродуоденитом имеют четкую тенденцию к снижению, что подтверждает отрицательное действие вибрации и шума на секреторную функцию желудка.

Анализ результатов рентгенологического обследования летного состава с язвенной болезнью показал, что симптом «ниши» выявлялся у 32,6% обследованных, а в остальных случаях определялась только рубцовая деформация. Рентгенологическое обследование гастродуоденальной системы не выявило функциональных и органических изменений у 38,8% обследованных. Однако проведенная этим лицам гастродуоденоскопия позволила диагностировать рубцовую деформацию у 1,4% обследованных, эрозивные изменения — у 6,8% и явления гастрита и бульбита — у 72,6%. Применение этого метода в практике врачебно-летной экспертизы позволяет уточнить рентгенологические изменения, выявить скрыто протекавшие или скрываемые гастродуоденальные заболевания. Так, эндоскопически язва определялась в 2,2 раза чаще по сравнению с рентгенологическим методом исследования. По-видимому, целесообразно обследование летного состава вертолетной авиации начинать с эзофагогастро-дуоденоскопии без предварительного рентгенологического исследования, что позволит повысить качество диагностики и уменьшить лучевую нагрузку на организм. Использование гистологического исследования слизистой оболочки желудка способствует уточнению характера имеющихся изменений при хроническом гастрите и проведению правильной дифференциальной диагностики между функциональными и морфологическими изменениями.

Своевременное выявление ранних форм заболеваний представляет большие диагностические трудности в связи с выраженной целенаправленностью на профессиональную деятельность, заставляющей скрывать наличие заболеваний. Поэтому в экспертной практике особое место занимает специальная функциональная диагностика, позволяющая оценить функциональное состояние организма (Вядро М. Д., Станчинский А. Н., 1986). Применение гипоксической и велоэргометрической проб позволило нам выявить признаки латентной вегетативно-сосудистой неустойчивости у лиц летного состава вертолетов с заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, которые не определялись в обычных условиях, и обосновать правильность экспертного решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *