Механизмы регуляции свертываемости крови.

Выдающиеся достижения в познании биохимии процесса свертывания крови за последние 15 лет обусловь лены, в основном, изучением геморрагических заболеваний. При этом большинство исследований направлено на выяснение закономерностей свертывания крови в пробирочных опытах. Между тем наиболее очевидная функция свертывания состоит в остановке кровотечения в организме.


Не только явное образование сгустка крови в ране указывает на это, но и длительные кровотечения при геморрагических заболеваниях, связанных с дефектами гемокоагуляции. В крупных сосудах одни лишь сосудистые реакции тоже не в состоянии обеспечить окончательную остановку кровотечения (Треске, 1963). Однако, совершенно очевидно, что механизмы, обеспечивающие гемостаз в маленькой колотой ране, отличаются от механизмов, включающихся при ранениях крупных сосудов.

Подобный взгляд на обеспечение гемостаза делает необходимым допущение, что в организме всегда возможно внутрисосудистое свертывание крови в ограниченном размере. Однако этому допущению противостоит широко распространенная в настоящее время концепция полной стабильности циркулирующей внутри сосудов крови. Прямое доказательство этой концепции усматривается в широко известном опыте с перевязкой сосуда между двумя лигатурами, в котором кровь часами может оставаться жидкой. Согласно этому взгляду, утвержденному Моравицем в начале XX века, стабильное состояние крови в организме приписывается только равновесию про- и антикоагулянтов. Изменения в свертывании крови, как в сторону ускорения, так и в сторону замедления, рассматриваются как результат нарушения этого равновесия.

В приведенных ранее экспериментах по изучению патогенеза повышения свертываемости крови были получены факты, которые противоречат общепринятому представлению о стабильном состоянии циркулирующей в организме крови. Появление более или менее значительного количества активного тромбина после кровопотери, учитывая аутокаталитический ход процесса свертывания крови, должно было бы привести к свертыванию всей крови.

Как же объяснить, что циркулирующий в крови, в том числе в крупных сосудах, тромбин не ведет, за исключением некоторых случаев, к массивному смертельному свертыванию? Очевидно, закономерности, обнаруженные в экспериментах in vitro, в данном случае недостаточны для объяснения процессов, происходящих in vivo. Три важных фактора отличают условия, в которых кровь находится в организме от условий в пробирке: 1) свойства контактной поверхности, 2) непрерывное движение крови и 3) влияние органов на ее биохимический состав.

К сожалению, из-за больших технических трудностей влияние здорового эндотелия на свертывающую систему пока почти не изучено. Теория, согласно которой особые свойства эндотелиальной поверхности в отношении ее воздействия на свертывающую систему приписывались ее несмачиваемости, была экспериментально нами опровергнута. Что касается роли электрического потенциала эндотелиальной поверхности, то нашими исследованиями было показано, что интерпретация экспериментов Савьера и сотрудников основана на артефакте. Несмотря на трудности, важность решения вопроса взаимоотношения эндотелия и свертывающей системы крови для теории и практики должна, несомненно, привлечь к нему внимание исследователей.
В экспериментах in vitro можно контролировать реакции, ведущие к свертыванию, лишь по превращению основной массы фибриногена в фибрин. In vivo непрерывная циркуляция через сеть крупных и мелких трубок создает условия для частой фильтрации крови.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *