Чтобы добиться усвоения правильного дыхания и способности владеть своим дыхательным аппаратом, мы начинаем обучение со статического дыхания.
Мы не навязываем детям какой-то искусственный ритм дыхания. Управляя ритмом дыхания кратным количеством упражнений и электрометрономом; мы учитываем изменения в их дыхании и количество дыхательных движений, свойственное данному возрасту.
Ребенок, научившись управлять своим дыханием, приобретает уверенность перед возникновением нового приступа. Дети нам заявляли, что при возникновении у них одышки они начинают дышать «по правилам» и это приносит им облегчение.
Для развития удлиненного, равномерного выдоха и способности регулировать тонус бронхиальной мускулатуры мы даем специальные упражнения: пускание мыльных пузырей в специально сделанные трубочки, выдувание воздуха через трубку в стакан с водой, пускание перышек. Выдох дети контролируют сами: при форсированном выдохе мыльные пузыри лопаются или резко увеличивается количество воздушных пузырьков в стакане. О длине выдоха можно судить по величине выдутого мыльного пузыря или по длительности выдувания в стакан. Подъем настроения при выполнении этих упражнений говорит о большой эмоциональности их.
Большое внимание уделяется эмоциональному содержанию занятий. Известно, что эмоции, возникающие у детей в процессе занятий физическими упражнениями, тонизируют центральную нервную систему, облегчают протекание нервных импульсов и способствуют возникновению разнообразных внутренних связей между функциональными системами.
Более того, при эмоциях наблюдается возбуждение симпатической нервной системы и усиленное выделение адреналина надпочечниками. Это повышает работоспособность ребенка, а также, несомненно, оказывает бронхорасширяющий эффект.
Для повышения эмоциональности занятий и возбуждения у ребенка интереса к упражнениям необходимо построить занятие так, чтобы оно было понятно ребенку, действовало бы на его воображение, создавало стремление к самодеятельности.
Основной формой применения лечебной физкультуры в поликлинических условиях является лечебная гимнастика.
Лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей показана после прекращения приступа и на протяжении всего периода ремиссии при условии общего удовлетворительного состояния ребенка.
При начавшемся приступе, обострении хронического процесса в легких, возникновении сопутствующего заболевания занятия лечебной гимнастикой противопоказаны, также как и при наличии значительных изменений со стороны других органов и систем, что является общим противопоказанием к применению лечебной гимнастики.
Надо подчеркнуть, что даже III стадия хронической пневмонии не является противопоказанием, если при этом нет выраженной сердечно-легочной недостаточности, при которой возможны только строго индивидуальные, начатые в стационаре упражнения.
Учитывая функциональные и анатомические особенности детского возраста, мы разделяем детей, проходящих у нас курс лечения, на две группы: младшую и старшую. В младшую группу зачисляются дети от 4 до 7 лет, в старшую — с 8 до 13-15 лет.
Степень физической нагрузки и характер упражнений в значительной мере зависят от возрастного состава детей.