Обычно они начинаются на одной стороне, чаще всего в руке, а затем переходят на ногу той же стороны. Тонус мышц, главным образом пораженной конечности, столь значительно снижается, что состояние конечностей нередко расценивается как патетическое.
Начальными симптомами со стороны психики являются повышенная возбудимость, впечатлительность, повышенная реакция на окружающее; порог раздражения снижается. Дети становятся обидчивыми, плаксивыми, гиперестетичными. Настроение у них крайне неустойчивое, часто угнетенное: малейшее раздражение выводит из состояния психического равновесия. Ввиду сильной истощаемости у детей появляется раздражительность — «раздражительная слабость». Повышенной истощаемостью объясняется и стремление детей уединяться от школьного коллектива, который утомляет их. В этой фазе заболевания у детей имеется выраженная неустойчивость и отвлекаемость внимания, что отражается на их способности запоминать. В результате их успеваемость в школе заметно снижается. Указанные изменения в психике, соответствующие синдрому остро развивающейся астении, обычно предшествуют появлению хореических гиперкинезов.
К приведенной типичной картине заболевания, совпадающей с описаниями других авторов, в редких случаях присоединяется непроизвольное мочеиспускание (2 случая), булимия (2 случая), слюнотечение, расстройство сна в виде сонливости или бессонницы и т. д.
М. Д. Никитин и Н. М. Падерова, наблюдавшие детей в бесприступный (предприступный) период ревматизма, отмечали у них болевые явления в области сердца, быструю утомляемость, одышку при небольшом физическом напряжении, головные боли типа мигрени, похудание, побледнение. У довольно значительного числа детей (у 18 из 111) начало заболевания не соответствовало описанной картине.
У ряда детей за некоторое время до хореических приступов появлялись головные боли либо в виде пароксизмов, либо постоянные. Обычно одновременно возникала тошнота, рвота, головокружения, и лишь через некоторое время развивался гиперкинетический синдром.
Иногда вначале появлялись своеобразные пароксизмы, сопровождавшиеся внезапным расслаблением мускулатуры, падением и бессознательным состоянием, длившимся иногда до 10 минут. Придя в себя, больные либо засыпали, либо впадали в каталептическое состояние, застывая на месте.
В некоторых случаях заболевание начиналось острым приступом нарушения сознания, сопровождавшимся страхами, галлюцинациями, бредовыми высказываниями, возбуждением, агрессией. Обычно это наблюдалось при злокачественном течении хореи.
Наконец, у одного больного раньше всего появились симптомы менингита при температуре 40° и явлениях ревмокардита и ревмоартрита. Хореический синдром развился лишь через 2 месяца. В тех случаях, когда дети поступали в клинику после перенесенных в прошлом ревматических приступов, уже в первые дни пребывания у них можно было наблюдать ряд психопатологических проявлений — агрессивность, упрямство, суетливость и т. д., — обусловленных теми изменениями личности, которые возникли в результате прежних приступов ревматизма.
В развившейся стадии хорея характеризовалась рядом нарушений со стороны соматической сферы. У 42% детей было снижено питание (слабое развитие подкожножирового слоя, бледность кожи и слизистых оболочек и т. д.). У 20 детей реакция Пирке была положительной; при рентгенологическом исследовании обнаружена петрификация желез и фиброзные изменения в легких. У части больных выслушивался удлиненный выдох, у 44 детей отмечалась гиперемия зева, разрыхление и гипертрофия миндалин, у 40 — субфебрильная температура. У ряда больных наблюдались поражения кожи: у 7 — пигментированная кожа, свидетельствовавшая об имевших место кровоизлияниях; у 16 — петехии разной степени давности; у 7 — крапивница. У некоторых детей периодически появлялась аннулярная сыпь и кожный зуд.