При изучении функции сердечно-сосудистой системы 111 больных хореей у 49 детей отмечен нечистый первый тон. Однако этот факт не может быть оценен как признак поражения сердца, ибо он довольно часто встречается и у практически здоровых детей и носит преходящий характер.
У 45 детей был отчетливо выраженный систолический шум, у 34 детей — шум, носящий дующий характер и сочетающийся у 30 из них с акцентом второго тона у легочной артерии. У 34 больных из 111 имелось расширение границ сердца и глухие его тоны. У 6 из указанных детей отмечался разлитой сердечный толчок, у 2 — явления «кошачьего мурлыкания», у 4-эмбрйо-кардия. У 30 детей (из 45) была резкая тахикардия. Некоторые авторы полагают, что при хорее наблюдаются более легкие формы поражения сердца, чем при других формах ревматического заболевания.
Заслуживает внимания тот факт, что дети не высказывали жалоб на болезненные ощущения со стороны сердца. Кровяное давление обычно колебалось у них в пределах 100/75 и 110/85 мм. В единичных случаях (8) максимальное кровяное давление доходило до 120-130-150 мм, а минимальное существенно не изменялось. Отмечалась разница кровяного давления на правой и левой плечевой артерии и его чрезвычайная лабильность даже в пределах нескольких минут. Проба Нестерова, произведенная в 18 случаях, обнаруживала ясную асимметрию и была очень динамичной в течение заболевания.
У 13 детей было обнаружено увеличение печени, выступавшей из-под края ребер на 0,5-2,5 см. Это, однако, не являлось следствием нарушения функции сердечно-сосудистой системы. По-видимому, нарушения функции печени были обусловлены либо интоксикацией, либо изменениями со стороны центральной нервной системы изучая зависимость между соматической картиной и состоянием нервной системы, мы в половине случаев могли наблюдать, что степень тяжести соматических нарушений соответствует массивности гиперкинетического синдрома.
Так, при наличии выраженного хореического синдрома имели обычно место: неясный, нечистый первый тон, акцент второго тона на легочной артерии, систолический шум, глухота тонов, расширение границ сердца и т. д. При токсическом течении хореи определялись резкие шумы, симптом «кошачьего мурлыкания», аритмия, повышение давления (максимального до 125-150 мм) и т. д. Нередко при этом наблюдались кровоизлияния на коже и крапивница. Печень в указанных случаях выходила иногда на 1-2,5 см из-под края ребер. Наоборот, в абортивно протекавших случаях хореи сердце было либо нормальным, либо отмечался только нечистый первый тон.
У другой половины больных тяжесть хореического синдрома не соответствовала тяжести сердечных нарушений. Так, у одного ребенка гиперкинез доходил до состояния «двигательной бури», однако со стороны сердца был отмечен лишь нечистый первый тон. В другом случае при выраженном гиперкинезе тоны сердца в течение некоторого времени оставались чистыми. В одном наблюдении, где в начале пребывания ребенка в стационаре проявлялся умеренный гиперкинез, было отмечено увеличение границ сердца, приглушенные тоны, эмбриокардия. Пульс при незначительном движении доходил до 120 ударов в минуту. В другом наблюдении при незначительном гиперкинезе выслушивался дующий шум с первым тоном, границы сердца были расширены, определялся толчок и симптом «кошачьего мурлыкания», пульс 128 ударов в минуту, кровяное давление 130/75 мм. В ряде случаев осложнения со стороны сердца, часто очень тяжелые, наступали тогда, когда хореическая атака подходила к концу или была уже ликвидирована.