Острая форма аллоксанового диабета характеризуется быстрым нарастанием гипергликемии, глюкозурии, прогрессирующим падением веса тела и гибелью животных на 3-7-й день в состоянии, напоминающем диабетическую кому.
При хронической форме диабета животные живут в течение нескольких месяцев. Вес тела, снижающийся в первые дни заболевания, постепенно восстанавливается. Содержание сахара в крови увеличивается до 350-600 мг%. Диурез в 10-15 раз превышает нормальный. Содержание сахара в моче достигает 7-10%. Ацетон в моче обнаруживается редко. Выздоровление отмечено лишь у двух крыс из 38.
Для вызывания диабета у новорожденных и инфантильных крыс необходимо вводить относительно большие дозы аллоксана (500 мг/кг для 3-7-дневных крысят, 400 мг/кг для 8-13-дневных, для 21-дневных — 300 мг/кг, для 28-32-дневных диабетогенная доза равна 200 мг/кг, а токсическая доза -300 мг/кг, причем 7з всех подопытных особей оказалась резистентной (26 из 73), а из 52 заболевших крыс у многих диабет протекал в более легкой форме и был непродолжительным.
По данным С. М. Лейтеса, диабетогенная доза аллоксана равна 200-300 мг/кг при однократном подкожном его введении или 50 мг/кг — при внутривенном. Из 1000 крыс, получивших подкожно аллоксан, стойкий диабет наблюдался только примерно у 35% особей, а у большего количества крыс он оказался переходящим.
По данным С. М. Лейтеса, из 70 кроликов, получивших однократно 200 мг/кг аллоксана, стабильный, прослеженный в течение 2-6 мес, диабет с уровнем сахара в крови не ниже 300 мг% установлен у 30 особей. У 15 кроликов диабет был преходящим — гипергликемия наблюдалась только в течение 3-15 дней. Повторное введение аллоксана кроликам последней группы у одних особей привело к гипергликемии, наблюдавшейся в течение нескольких месяцев, у других же стойкий диабет не развивался.
11 кроликов оказались резистентными к аллоксану, у остальных 14 животных он оказал наряду с диабетогенным и резкое токсическое действие: животные гибли на 3-11-й день, причем у них обнаружены главным образом поражение печени и почек. При поражении почек наблюдалось повышение содержания остаточного азота в крови и гипергликемия была очень высокой — до 1000 мг%-вследствие недостаточного выведения сахара с мочой.
Автор подчеркивает, что при токсическом диабете кролики гибнут не от диабета как такового, а либо от токсической дистрофии печени, либо от уремии.
У всех кроликов после введения аллоксана отмечено более или менее значительное падение веса и уменьшение (на 22-55%) содержания гемоглобина в крови; через 3-4 недели содержание гемоглобина в крови возвращалось к норме.
Для кроликов с аллоксановым диабетом были характерны высокая гипергликемия -от 300 до 700 мг%, значительная гликозурия (потеря сахара с мочой 10-30 г в сутки), полиурия (до 500 мл. в сутки), положительный углеводный баланс (от +30 до +60 г из 60-70 г съедаемых углеводов). Через 4-6 месяцев становилось заметным образование катаракт.
Ацетонурия наблюдалась лишь у некоторых животных и не раньше, чем через 3 дня после введения аллоксана. Некоторых кроликов с большим количеством ацетоновых тел в моче удалось спасти введением больших доз инсулина (8 единиц в сутки тремя дробными порциями, затем 3-6 единиц в сутки). В дальнейшем кролики со сравнительно легким диабетом обходились без введения инсулина, но при тяжелой его форме заместительная терапия инсулином была жизненно необходима.
Собаки. Диабетогенная доза аллоксана 75-100 мг/кг веса. У собак труднее вызвать островковый диабет, чем у кроликов: у собак чаще наблюдается токсический диабет и они гибнут главным образом от уремии или отека легких. Из 37 собак, которым в лаборатории С. М. Лейтеса вводили аллоксан, 15 оказались резистентными, у 12 наблюдался токсический диабет и они погибли на 3-8-й день и лишь у 10 был вызван хронический стабильный диабет.