При выполнении ребенком физических упражнений мы внимательно следим за строгим согласованием амплитуды и темпа упражнении с глубиной и ритмом дыхания. Здесь необходимо, чтобы фазы дыхания равномерно распределялись в процессе всего движения и, не отставая и не опережая само движение, которое должно способствовать дыханию, а не препятствовать ему.
Для обеспечения нормального дыхания при выполнении многих упражнений важно определенное сочетание фаз дыхания с фазами движения. Вдох должен совпадать с таким положением туловища или с таким движением, при котором создаются наиболее выгодные анатомические условия для расширения грудной клетки. В отношении выдоха должны быть противоположные условия.
При поднимании рук вверх и в стороны, при отведении их назад делается вдох, при сведении рук перед- собой и опускании их вниз — выдох. При наклоне туловища вперед, вниз, в стороны — выдох, при выпрямлении й наклоне назад — вдох. Поднимая ногу вперед, в сторону или сгибая ее ,к животу, приседая, делают выдох, опуская ногу, отводя ее назад, вставая — вдох.
После 5-6 занятий по схеме подготовительного периода детей переводят на занятия по схеме основного периода. Переход этот осуществляется постепенно путем добавления к подготовительным занятиям по 1-2 упражнения из комплекса основных занятий.
Резкие переходы к новому комплексу, требуя большого напряжения внимания ребенка, могут нарушить правильность дыхания, вызвать быстрое утомление и потерю интереса к занятиям.
В основном и в заключительном периодах закрепление новых условнорефлекторных связей правильного дыхания происходит на фоне все возрастающей тренировки организма. Продолжительность занятий постепенно увеличивается в младшей группе до 25-30 минут, в старшей до 35-40 минут.
Заключительный период отличается от основного лишь тем, что дети, проделывая упражнения основного комплекса, изучают еще ряд упражнений, которые войдут в комплексы, рекомендуемые в последующем для занятий дома.
Поэтому и в основном и в заключительном периоде дети занимаются по общей схеме.
У детей с 4-5 лет очень важно воспитать навыки правильного дыхания во время речи. Как пример приводим игру «Зайка», при которой наряду с физическими упражнениями, дети усваивают правильную речь. Дети повторяют текст вслед за методистом, который следит за правильностью произношения и дыхания, и делают соответствующие тексту упражнения.
Занятия проводятся в хорошо проветренном помещении при температуре 17-20°, если погода благоприятна, то с открытыми форточками или фрамугами. Дети занимаются в трусах, майке и тапочках группами по 4-6 человек. Внутри групп осуществляется индивидуализация нагрузки (меньшее количество повторений и т. д.) в зависимости от физической подготовленности ребенка и результатов первичного исследования его функциональных возможностей.
Бодрая, четкая команда, элементы соревнования содействуют поднятию эмоционального тонуса детей и отвлекают их от болезненных переживаний, что позволяет им получать от физических упражнений радость. В процессе лечения значение имеет психологический фактор. Больной человек, даже если это ребенок, «уходит в болезнь», что очень выражено при заболевании бронхиальной астмой.
В самом деле, нередко больной астмой ребенок в промежутках между приступами, если нет значительных изменений в легких, по существу практически здоров. Вполне естественно, что он хочет играть и двигаться, как и здоровый ребенок. Но усиленное движение, сопровождаемое беспорядочным усилением дыхания, а также сильные эмоции во время игры, дезорганизуя, по-видимому, деятельность нервной системы и способствуя тем самым подкреплению доминантных очагов, могут привести к возникновению приступа. При повторении приступов астмы во время игры больной ребенок убеждается, что его заболевание не позволяет ему вести обычный образ жизни.