Вопрос о расположения свободного воздуха в брюшной полости при прикрытых прободных язвах желудка и двенадцатиперстной кишки недостаточно отражен в литературе.
С. В. Иванова-Подобед при рентгенологическом исследовании 450 больных с открытой прободной язвой обнаружила пневмоперитонеум у 262. У 208 больных обнаруживаемый газ находился под правым куполом диафрагмы, у 49 — под обоими куполами и только у 15 больных воздух определялся под левым куполом диафрагмы.
Н. Е. Дудко, исследуя рентгенологически 132 больных с прободной язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, нашел . свободный воздух у 103 (78%) под правым куполом диафрагмы, у 23 (17,5%) одновременно под обоими куполами и только У 6 (4,5%) больных под левым куполом диафрагмы.
К. С. Николаева (1957) обнаружила свободный воздух в брюшной полости при открытых прободных язвах: под правым куполом диафрагмы у 66.3%, под обоими куполами у 29,5% и под левым куполом у 4,2% больных.
По данным И. С. Розенцвейга и Ленормана, при прикрытых прободных язвах свободный воздух в брюшной полости чаще встречается под правым куполом диафрагмы.
Из 51 нашего больного с прикрытой перфорацией при наличии пневмоперитонеума у 35 (68,7%) газ локализовался под правым куполом диафрагмы, у 12 — под обоими куполами (23.4%), у 4 больных — под левым куполом диафрагмы (7.9%). При этом у 5 больных газ мог быть выявлен только в латеральной позиции.
Таким образом, из приведенных данных С. В. Ивановой-Подобед, Н. Е. Дудко и наших видно, что абсолютно преобладающей является локализация воздуха в правом пространстве, менее часто газ локализуется под обоими куполами и совсем редко — под левым куполом диафрагмы.
Вопрос о рассасывании газа и реакции брюшины на его еще полностью не разрешен. Известно, что органы брюшной полости и их брюшинный покров не безразлично относятся к введению какого бы то ни было количества воздуха. Р. Вагнер (Wagner, 1876) первый изучил резорбцию введенного в брюшную полость воздуха и его влияние на брюшину.
По заключению этого автора, введенный газ не вызывает никаких расстройств со стороны брюшины, но после повторного введения обусловливает образование сероватых отложений на печени, состоящих из перерожденного эндотелия и нежной грануляционной ткани. Вагнер ни разу не отмечал образования гноя или экссудата в связи с введением в брюшную полость воздуха.
Парш (Parsch) оперировал больных через 3 дня после введения газа и не находил в брюшной полости никаких изменений.
Г. И. Хармардарьян (1929) привел наблюдения над больными, оперированными через 7-15 дней после введения газа в брюшную полость. Почти у всех больных отмечались изменения брюшины в виде гиперемии, нежных сероватых отложений, особенно па поверхности печени. Очень рано появлялся экссудат, но клиническая картина послеоперационного течения (срок заживления раны) не отличалась от нормы.
Свободный газ в брюшной полости независимо от той или иной причины его возникновения, как правило, подвергается рассасыванию. О сроках рассасывания газа в литературе имеются разноречивые сведения.
И. Н. Смирнов наблюдал послеоперационный воздух через 10 дней. С. А. Сергиевский считает, что время резорбции воздуха зависит от его количества в брюшной полости: чем больше воздуха, тем больше требуется времени для его рассасывания. По его данным, рассасывание воздуха происходит к 6-9-му дню после операции; в редких случаях он наблюдал пневмоперитонеум до 2 недель.