Из перечисленных 11 больных с осложнениями прикрытой прободной язвы погибли 3 (2 — от перитонита, возникшего после прорыва осумкованного гнойника в свободную брюшную полость, и одна больная — от перитонита вследствие непрочного прикрытия прободной язвы). Остальные 8 больных выписались в удовлетворительном состоянии после лечения в стационаре от 11/2 До 3 месяцев. У 7 больных было произведено вскрытие гнойников.
Остальные 11 консервативно леченных больных с прикрытой прободной язвой не имели осложнений. Из них 9 больных поступили в стационар до 24 часов от начала прободения язвы и 2 — через 32-36 часов. Длительность их пребывания в клинике была от 10 дней до 1 месяца. Все эти больные после консервативного лечения выписались в удовлетворительном состоянии. Они не были оперированы в связи с отказом 3 из них от операции и применением выжидательной тактики у 8 больных.
Приведенное наблюдение показывает, что вначале прободение язвы у этого больного установлено не было, а его состояние расценивалось как обострение язвенной болезни. Однако путем рентгенологического исследования было выявлено наличие свободного воздуха в брюшной полости. В дальнейшем при повторном рентгенологическом исследовании была установлена язва двенадцатиперстной кишки, что с несомненностью доказывало наличие прободения ее в прошлом.
Осложненные прикрытые больных отличались затяжным течением, сопровождались длительным подъемом температуры, продолжительным напряжением брюшных мышц и болезненностью в области , образования воспалительного инфильтрата, который в последующем формировался в ограниченный гнойник брюшной полости.
Как видно из анализа наблюдений прикрытой црободной язвы у консервативно леченных больных, предвидеть у них дальнейшее благополучное клиническое течение не представляется возможным. Большой процент осложнений, возникающих у этих больных, приводит нас к выводу о необходимости в подобных случаях раннего оперативного вмешательства.
Многие авторы подчеркивают, что клиническая диагностика прикрытых прободных язв желудка и двенадцатиперстной кишки представляет в ряде случаев большие трудности, а иногда бывает почти невозможной. Данные о диагнозе при поступлении.
Н. Г. Сосняков описал 2 случая диагностической ошибки при прикрытой перфоративной язве. В одном из них заболевание было принято за приступ печеночной колики.
По данным И. М. Надежиной, из 24 больных с прикрытой перфоративной язвой двое были оперированы по поводу острого аппендицита, несмотря на наличие у них язвы в анамнезе.
По А. Е. Норепбергу, диагноз прикрытой прободной язвы при поступлении больных в стационар был ошибочным в 78% случаях.
Из 78 наших оперированных больных с прикрытой перфоративной язвой ошибки в диагнозе при направлении их в стационар отмечались у 33 (42,3%), а в стационаре ошибочный предоперационный диагноз был поставлен у 22 больных (28,2%).
Из приведенных данных видно, что сроки поступления больных в стационар и сроки оперативного вмешательства от начала прободения находятся в большом несоответствии. Из 45 больных, поступивших в стационар до 12 часов от начала прободения, т. е. в сроки, вполне допустимые для оперативного вмешательства, были срочно оперированы только 20.