Если пневмоторакс оказался неэффективным из-за сращений, то большинство авторов считает целесообразным произвести коррекцию его в период беременности во избежание разрыва сращений во время родов. В тех же случаях, когда, несмотря на проводимую комбинированную терапию, туберкулезный процесс не имеет тенденции к затиханию, не следует разрешать беременность, а также ее донашивание. В подобных случаях при наступлении беременности нужно настоятельно рекомендовать своевременно (не позднее трех месяцев) прервать ее. Этим делается попытка защитить мать от прогрессирования процесса.
Наши наблюдения в соответствии с материалами других авторов (А. И. Лазаревич, Ф. В. Шебанов и др.) показывают, что прерывание беременности на четвертом месяце и позже производить уже не следует. Позднее прерывание беременности связано с серьезным оперативным вмешательством, что неблагоприятно сказывается на состоянии женщины и течении процесса. В подобных случаях следует максимально, в пределах допустимости, расширив показания к хирургическому вмешательству, применить его в комбинации с антибактериальными препаратами, и попытаться спасти и мать и ребенка. Нам известны случаи, когда Н. Г. Стойко применил с успехом торакопластику и внеплевральный пневмоторакс у больных туберкулезом женщин на пятом, шестом, седьмом месяцах беременности. В 1955 г. Н. М. Амосов и А. М. Баренбойм сообщили о случае удаления доли легкого у беременной на четвертом — пятом месяце с благоприятным исходом и родоразрешением. В тех случаях, когда больная женщина обращается за помощью в позднем периоде беременности, а попытка активно вмешаться в течение туберкулезного процесса оказываются неэффективными или невозможными, приходится разрешить донашивать беременность, максимально используя комбинированную антибактериальную терапию. Этим стремятся сохранить жизнь ребенка и помочь матери. Роды в подобных случаях рекомендуется проводить под обезболиванием и с наложением «выходных» щипцов.
Подобная тактика целесообразна потому, что поздний аборт переносится больной туберкулезом женщиной более тяжело, чем естественные роды, проведенные под обезболиванием и с наложением выходных щипцов. Некоторые авторы рекомендуют производить кесарево сечение.
В ряде случаев женщинам, у которых во второй половине беременности наступает некоторое затихание туберкулезного процесса, после благополучных родов и при полном отсутствии признаков послеродовых осложнений можно применить на 8-10-й день пневмоперитонеум, как это показывает следующее наблюдение.
По вопросу о допустимости лактации и кормления грудью вольной туберкулезом женщиной единства взглядов нет. Одни авторы, исходя из того, что период лактации предъявляет повышенные требования к организму матери, запрещают кормить грудью ребенка. Другие, и в частности М. В. Триус, считают допустимым кормление ребенка грудью тем более, что в молоке туберкулезных женщин около 25% случаев обнаруживаются БК, такое молоко может якобы оказать иммунизирующее влияние. Наши наблюдения показывают, что при неактивном туберкулезе можно разрешить матери кормить грудью ребенка; при активном же туберкулезе у матери лактацию можно разрешить только в случаях, если общее состояние матери вполне удовлетворительное, в ее молоке не обнаруживаются БК и уровень санитарной культуры матери таков, что можно быть уверенным в тщательном проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение инфицирования ребенка.
Общая профилактика. В деле предупреждения развития туберкулеза среди населения огромную роль играют мероприятия как личной, так и общественно-социальной профилактики туберкулеза.