Истерические проявления доминируют в клинической картине отдельных нозологических форм: шизофрении [Ромасенко Л.В., 1978], эпилепсии [Зарецкая Д.Б., 1983], психо-патоподобных изменений личности экзогенно-органической природы [Мельник В.И., 1987].
При сопоставлении отдельных психопатологических синдромов, наиболее опасных в плане агрессии у больных обоего пола (бред ревности), при различных нозологических формах у женщин также выявлены значительные различия в структуре синдрома [Козлова A.M., 1985]. При этом независимо от общей фабулы бреда у женщин четко проявляются особенности его развития и содержания, определяющие агрессивное поведение этих больных.
Изучение личностных свойств, как преморбидных, так и приобретенных в процессе заболевания (второй составляющей системы), детерминирующих поведение больных, возможно лишь с учетом фактора пола.
В комплексе изменяющихся в течение жизни личностных особенностей, влияющих на мотивацию поведения, пол остается одним из постоянных параметров, представляющих не только биологическую характеристику, но и «социальный эквивалент» (В.А. Ядов), определяющий иерархию ценностных ориентации.
Среди различных биологических особенностей следует отметить значение специфических биологических генеративных периодов (беременность, роды и послеродовой период) и особенно климакса. Эти факторы могут быть не только дестабилизирующими в течении психических расстройств, но и ведущим патогенетическим звеном при таких формах психических заболеваний, которые вообще не встречаются у мужчин либо в основном преобладают у женщин.
Различия, привнесенные полом, имеют не только биологическое, но и социальное выражение в полоролевой и психосексуальной дифференциации личности. В отношении женщин этот аспект остается недостаточно разработанным.
В этом плане интересны высказывания М.М. Решетникова, сформулировавшего суть проблемы: «Есть психология личности, преступности, торговли, политической борьбы и т.д., а женской — нет, хотя женщин у нас все же больше, чем, например, преступников. И лишь сейчас мы вновь возвращаемся к практически полностью забытому пониманию того, что мир состоит не из классов и сословий, не из богатых и бедных, которые всегда вторичны, а — из мужчин и женщине. В развитии полоролевой и психосексуальной идентичности женщины важно учитывать возрастной фактор. Эти процессы представляют собой часть общего формирования личности, происходящего в подростковом и юношеском возрасте. Для их правильного и гармоничного протекания особое значение имеют семейное воспитание, отношения девочки с матерью и отцом. В дальнейшем девочка, вырастая и сама становясь матерью, будет передавать свой психологический опыт детям.
Роль женщины в семье, связанная с воспитанием детей, определяет особенности ее положения в структуре современного общества. Изменения ее социального положения как личности в обществе и семье во многом нивелировали различия социального статуса полов [Кон И.С, 1988], однако биологически обусловленная значимость этих функций и системы половых ролей с традиционными психологическими различиями между полами остаются неизменными. Именно в этом суть наибольшей ранимости женщин в отношении комплекса переживаний личного плана.