Рассматривая показатели обмена никотиновой кислоты и белковой картины крови у больных хронической дизентерией в группе больных, получивших диету, принятую при лечении дизентерии (диета без творога), на фоне лечения сульфаниламидами и вакциной Чернохвоетова мы можем отметить следующее.
Выделение Ni-метилникотинамида с суточной мочой больных хронической дизентерией в начале обострения болезни в среднем не превышало нормы, равняясь 6,9±0,75 мг. Лишь в отдельных случаях у больных с выраженной интоксикацией выделение Ni-метилникотинамида с мочой в начале обострения болезни было равно около 12 мг (норма 4-11 мг). Данные о выделении Ni-метилникотинамида с мочой у больных хронической дизентерией, получавших диету без творога и диету с творогом.
При повторных исследованиях, проводившихся нами в период выздоровления, чаще отмечалась монотонность выделения Ni-метилникотинамида. У ряда больных при повторных исследованиях почти никакой динамики в выделении его не отмечалось, а цифры, характеризовавшие выделение Ni-метилникотинамида, были довольно низкими (около 3-5 мг). В среднем при повторных исследованиях в период выздоровления количество Ni-мегилникотинамида, выделявшегося с мочой больных, находившихся на диете без творога, к моменту выписки из стационара снижалось незначительно.
Если в начале обострения выделение Ni-метилникотинамида с мочой было равно в среднем 6,4 ± 0,89 мг, то к моменту выздоровления оно снижалось до 5,8 ± 0,69 мг (достоверность различия 1).
Данные о содержании коферментов (дипиридиннуклеотидов) в крови больных хронической дизентерией, получавших диету без творога и диету с творогом.
Содержание коферментов в крови у больных хронической дизентерией, находящихся на диете без творога, у больных как с выраженной интоксикацией, так и без интоксикации (первые исследования) было примерно одинаковым, составляя в среднем 84,9 ± 6,60 у.
В период выздоровления содержание коферментов в крови несколько повышалось, составляя по выздоровлении 86,3 ± 5,9 у.
У ряда больных за время пребывания их в стационаре содержание коферментов в крови оставалось довольно низким, составляя около 56-74 у. Это, по-видимому, было связано с тяжестью дизентерийного процесса и длительностью заболевания, которые привели к определенным биохимическим изменениям в организме. В этих случаях низкие цифры выделения Ni-метилникотинамида с мочой иногда сочетались с низкими цифрами содержания коферментов в крови.
В группе больных, получавших диету с творогом, содержание коферментов в крови к моменту выписки значительно повышалось, составляя 176,1 ±9,6 у. Поскольку повышение количества ферментов в крови у больных, получавших в диете творог, сопровождалось пониженным выделением Ni-метилникотинамида с мочой, можно считать, что дополнительное введение белка в диету усиливало образование дипиридиннуклеотидов в крови.
Исследуя белковую картину крови в динамике, мы могли убедиться в том, что содержание общего белка в плазме крови у больных острой дизентерией к моменту выздоровления несколько повышалось. Содержание белковых фракций в крови больных острой дизентерией изменялось неодинаково в отношении альбуминов и глобулинов.