Б. Я. Эльберт вводил подопытным животным (баранам) под кожу до 400 мг бактерий, но даже эта огромная доза вакцины вызывала у них лишь местный абсцесс, повышение температуры и кратковременное падение веса. При вскрытии этих животных в сроки от 2ІІ2 до 87г месяцев после введения культуры БЦЖ у них не обнаруживалось никаких специфических изменений.
Итак, стабильность штамма БЦЖ перестала вызывать сомнения.
Огромный практический интерес имел вопрос о сроках формирования специфической реакции на введение вакцины БЦЖ. Согласно данным М. М. Цехновицера и Г. П. Перфильева (1927), они оставались примерно такими же, как при вирулентной инфекции, вызванной микобактериями туберкулеза.
В эксперименте изучался также характер морфологических изменений в организме животного, зараженного после вакцинации вирулентными микобактериями. Над этой проблемой работали П. П. Движков и Л. П. Мазу-ровский (1927). Особенно обширные и убедительные эксперименты были поставлены в Харьковском санитарно-бактериологическом институте (М. М. Цехновицер, 1927; В. Н. Обуховский и А. Н. Пашковский, 1929). У вакцинированных животных, а их было свыше 1000, закономерно отмечалась либо устойчивость к заражению, либо более благоприятное течение заболевания. О хорошем иммунизирующем действии штамма БЦЖ свидетельствовали также работы М. И. Аксянцева, Н. М. Захарова (1927) и ряда других авторов.
Таким образом, было окончательно установлено, что БЦЖ удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляются к вакцинному штамму: безвредности, специфичности, аллергенности и иммуногенности.
По заключению А. И. Тогуновой, сформулированному ею как в начале исследования, так и значительно позднее, после многолетней работы в этой области: «БЦЖ обладает так называемой остаточной вирулентностью, т. е. они приживаются в организме животного, вегетируют в нем, в основном в лимфатической системе, ограниченно размножаются, вызывают ответную специфическую обратимую тканевую реакцию, главным образом в системе тканей внутренней среды.
Бактерии вакцинного штамма БЦЖ, введенные в организм животного, вызывают аллергическую перестройку его по отношению к возбудителю туберкулеза и его дериватам; они вызывают в нем устойчивость, резистентность по отношению к суперинфекции возбудителем туберкулеза».
Первая практическая вакцинация БЦЖ в Советском Союзе была осуществлена на Украине Б. Л. Яхнисом в конце 1925 г. С 1926 г. вакцинация новорожденных начала применяться в Москве, а затем в Ленинграде, Казани, Саратове, Ростове-на-Дону.