Особым приверженцем вакцинации против туберкулеза пероральным методом без предварительного проведения туберкулиновых проб в нашей стране является Ф. И. Левитин (1963). Он считает, что иммунизация против туберкулеза без предварительных туберкулиновых проб безопасна, проста, полезна и должна проводиться всему населению.
В то же время А. И. Кудрявцева в работе, опубликованной в 1962 г., на основании анализа сводных данных по вакцинации 18 880 инфицированных учащихся, студентов и других людей этого возраста приходит к выводу, что реакция инфицированного организма на вакцину БЦЖ различна в зависимости от возраста, характера туберкулезного процесса и исходной неспецифической и специфической настроенности организма, а также в значительной степени зависит от ряда факторов, влияющих на общую резистентность. Так, подростки и взрослые хорошо переносят такой метод вакцинации. У детей же, инфицированных туберкулезом, хотя и не часто (12 на 10 000 привитых) отмечается обострение латентно протекающей туберкулезной инфекции. С точки зрения А. И. Кудрявцевой, вакцинация инфицированных детей повторными повышенными дозами нецелесообразна.
Особой тщательностью отличается работа Л. А. Митинской (1958), которая наблюдала 720 детей в возрасте от 5 до 12 лет, получавших однократно, двукратно, троекратно и шестикратно сухую вакцину БЦЖ перорально в дозе 50-100 мг. По ее наблюдениям, из 40 детей, инфицированных туберкулезом, у 18 была обычная, как и у здоровых детей, реакция на вакцинацию по де Ассису. У 11 из 40 детей реакция была более выраженной и характеризовалась главным образом различными проявлениями аллергического характера — воспалительными явлениями со стороны зева, повышением температуры до 39°, появлением инфильтративных фокусов в легочной ткани, отеком Квинке у одного ребенка. У одного ребенка было отмечено тяжелое токсико-аллергическое состояние типа анафилактоидной реакции, угрожавшее жизни.
И, наконец, более выраженные изменения наблюдались у детей третьей группы, также состоящей из 11 человек. У этих детей отмечалось усиление туберкулезной интоксикации, боли в животе, увеличение периферических лимфатических узлов с периаденитом, значительная реакция со стороны периферической крови. У одного ребенка шейный лимфаденит, у 2 детей были обнаружены локальные формы туберкулеза — мезоаденит и бронхоаденит. В дальнейшем из этих детей заболело туберкулезом 4 ребенка (у 2 определялся мезоаденит, у одного — хроническая туберкулезная интоксикация II степени и у одного — бронхоаденит). Эти данные с несомненностью свидетельствуют о том, что вакцинация детей с положительной реакцией Пирке не только нецелесообразна, но и небезвредна.