Местная прививочная реакция на введение вакцины появлялась у наблюдавшихся памп детей, как правило, на 4-5-й неделе после вакцинации в виде инфильтратов размером 8X8 мм, сопровождавшихся изменением окраски кожи от красно-багрового до синеватого цвета. У 15 детей реакция носила более выраженный характер, инфильтрат превращался в пустулу с корочкой в центре с небольшим серозным отделяемым. У 18 детей местной реакции не было.
Постепенно интенсивность местных реакций угасала, инфильтраты рассасывались, пустулки рубцевались и через 4 месяца после вакцинации местный процесс в коже представлялся в следующем виде: у 13 детей (14,1%) местная реакция отсутствовала; у 36 процесс в коже был закончен, о чем свидетельствовал рубчик без подкожного уплотнения или с очень небольшим уплотнением (размером до чечевицы); у 49 детей на месте введения вакцины еще отмечалось изменение окраски кожи от красно-багрового до синеватого цвета с незначительным инфильтратом в толще кожи; у 2/3 из них в центре его имелась корочка.
Обращает на себя внимание развитие у 14 детей более поздней и более интенсивной реакции, выражавшейся в гиперемии и инфильтрате размером 18X18 мм с дальнейшим нагноением и образованием корочки и шелушением вокруг инфильтрата.
На следующих фоторепродукциях представлен характер некоторых местных реакций,
Увеличения лимфатических узлов ни у одного ребенка мы не наблюдали. Общих реакций также не было.
Через 7 месяцев и 1 год местная реакция выражалась только в небольшом рубчике на месте введения вакцины.
Поствакцинальная аллергия по реакции Пирке и Манту вплоть до второго разведения при внутрикожной вакцинации детей раннего возраста развивается у большинства привитых. По нашим данным, через 1 /г месяца после вакцинации положительно реагировавшие на туберкулин 1 дети составляли 92,3%, через 4 месяца 97,5% и через гол 94% Следует обратить внимание на то, что приданном методе вакцинации в отдельных случаях мы отмечали развитие кожной туберкулиновой пробы.
Дети с положительной кожной туберкулиновой пробои были взяты под особое наблюдение. Все они оставались здоровыми. При рентгеногологическом обследовании у них не было выявлено каких-либо патологических изменений.
Таким образом, наш первоначальный опыт внутрикожной вакцинации детей до 3-летнего возраста (которая по существу являлась ревакцинацией, так как все дети при рождении получили перорально вакцину БЦЖ) подтвердил отсутствие каких-либо осложнений при применении дозы в 0,2 мг сухой вакцины БЦЖ, а также высокий процент развития поствакцинальной аллергии. Тем самым подтверждалась безопасность внутрикожного введения вакцины БЦЖ, а также эффективность метода. Это открывало перспективы дальнейшего испытания данного метода и внедрения его в практику.
Было решено расширить клиническое испытание внутрикожного метода вакцинации БЦЖ и перейти к вакцинации новорожденных детей.