При энтеральной вакцинации классическим методом большинство детей, привитых после рождения, через 1-2 года утрачивает иммунитет.
После прививки накожным методом, по данным К. П. Беркос (1955), примерно 90% привитых утрачивали поствакцинальную аллергию через 2 года и к этому же сроку нарастало число инфицированных и заболевших туберкулезом. Mande (1954) также указывал, что около 50% вакцинированных накожным методом теряет аллергию через 3-5 лет. Подобные наблюдения и послужили в свое время основанием для того, чтобы установить при накожной вакцинации срок для ревакцинации в 3 года.
Гораздо более длительную аллергию удавалось отметить при внутрикожной вакцинации. Так, по данным Wallgren (1957), у 1/2 детей, которым вакцина была введена внутрикожно, поствакцинальная аллергия сохраняется в течение 3-5 лет. В Швеции, где общепринятым является внутрикожный метод, интервалы между повторными прививками установлены в 6 лет. Вакцинация производится при рождении, а ревакцинация в возрасте 7 и 14 лет.
Чехословацкие специалисты отмечают более короткие сроки сохранения аллергии. По их данным (Raska, 1962), к 5 годам после вакцинации поствакцинальный иммунитет исчезает и нарастает число инфицированных детей, резко аллергичных к туберкулину. На основании этих наблюдений ревакцинация в Чехословакии производится через 5 лет.
Brandberg (1955) в течение 6 лет наблюдал за динамикой туберкулиновой аллергии у детей, получивших после рождения вакцину БЦЖ внутрикожно. По его данным, к 6 годам аллергия сохранялась у большинства детей — она исчезала лишь у 12,3% детей.
В литературе имеются данные о сохранении аллергии и на более длительные сроки — до 9, 10 и даже 11 лет.
Весьма убедительными материалами, относящимися к 1955 г., располагает Датское научное общество. Датские ученые исследовали поствакцинальную аллергию у 6000 детей через различные сроки после вакцинации. Проба Манту 5 ТЕ, по их наблюдениям, давала интенсивную реакцию в течение 5 лет.
Несомненно, что тоствакцинальная аллергия снижается постепенно.
Известна точка зрения о том, что после угасания поствакцинальной чувствительности к туберкулину в течение какого-то отрезка времени существует период инфрааллергии. В этот период сохраняется, хотя и в слабой степени, устойчивость к вирулентной туберкулезной инфекции.
Необходимо указать, что А. И. Каграманов (1954), Negre, Bretly (1947) и др. считают, что иммунитет у привитых детей может существовать при угасшей аллергии. Таким образом, с их точки зрения, нет оснований решать вопрос о ревакцинации, основываясь на данных поствакцинальной аллергии.
Вполне закономерен и такой вопрос: когда рациональнее проводить ревакцинацию? Следует ли дожидаться момента полного угасания иммунитета или применить повторное иммунизирующее воздействие тогда, когда действие предыдущего уже ослабло, но еще сохранилось.