В качестве средств профилактики они принимали метацин и викалин. Во вторую группу были включены 14 лиц с хроническим гастритом с секреторной недостаточностью, которым назначался ацидин-пепсин.
Лечение проводилось в весенний период на фоне приема витаминов. За летным составом при проведении профилактического лечения осуществлялось постоянное (раз в 2-3 дня) медицинское наблюдение с изучением самочувствия, подсчетом пульса и измерением артериального давления. При этом проводилось электрокардиографическое исследование, а также применялись 5-минутная активная ортостатическая проба и методика САН. Изучение особенностей клинического течения и диагностики, факторов риска развития и обострения заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки, а также определение целесообразности проведения профилактического лечения у летного состава вертолетной авиации в период профессиональной деятельности осуществлялось по результатам клинического наблюдения, анонимного опроса, заполнения специально разработанной анкеты для выявления факторов риска развития гастродуоденальных заболеваний с оценкой в баллах, а также анализа историй болезни.
Нами показано, что хронические болезни гастродуоденального отдела желудочно-кишечного тракта занимают второе место в структуре общей заболеваемости летного состава вертолетной авиации и превышают показатели для летного состава, летающего на самолетах, в 1,9 раза, а для ИТС — в 3,1 раза. При этом уровни госпитализации и трудопотерь по этому классу заболеваний у членов экипажей вертолетов выше величин контрольных групп: соответственно для летного состава самолетов в 1,7 и 1,9 раза, а для ИТС — в 2,1 и 2,2. Анализ парциальных изменений в состоянии здоровья авиационных специалистов позволил отметить, что заболевания органов пищеварения у летного состава вертолетной авиации занимают первое место, превышая аналогичные показатели для членов экипажей самолетов в 3 раза, для ИТС — в 2,7 раза, а для группы руководства полетами — в 4,4 раза.
Лица летного состава вертолетной авиации с хроническими гастродуоденальными заболеваниями вне обострения после 10 лет полетов допускаются к летной работе в 1,5 раза чаще, чем лица с меньшим стажем. У летчиков и штурманов вертолетов с профессиональным стажем до 10 лет эта патология диагностировалась в 2,7-5 раз чаще по сравнению с летающими на самолетах и наземными специалистами. При увеличении длительности полетов более 10 лет показатели ее у членов экипажей вертолетов значительно увеличивались.
Среди причин дисквалификации летного состава вертолетной авиации заболевания органов пищеварения занимают второе место после болезней нервной системы. Уровень ее по язвенной болезни у летного состава этого рода авиации превышает аналогичные показатели для членов экипажей самолетов в 1,2 раза, а по хроническому гастриту и гастродуодениту — в 2,3 раза. Большинство признанных негодными к полетам являлись высококвалифицированными специалистами и имели большой опыт летной работы. Наибольшая дисквалификация по заболеваниям желудка и двенадцатиперстной кишки у летного состава вертолетов отмечалась в возрасте 31-35 лет, что соответствует стажу летной работы 11-15 лет. В среднем негодность к летной работе специалистов вертолетной авиации по заболеваниям гастродуоденальной зоны выносилась на пять лет раньше по сравнению с патологией сердечно-сосудистой и нервной систем. Основными причинами, способствующими обострению гастродуоденальных заболеваний и ранней дисквалификации, являлись нарушение режима труда, отдых, питания, а также воздействие таких профессиональных факторов, как шум и вибрация.