Проживание людей в условиях высокогорной гипоксии вызывает определенные морфологические изменения слизистой желудка. Так, у жителей высокогорья (высота 3600 м) часто диагностируется диффузный атрофический гастрит (67,6%),из них почти у 1/3 обследованных определяется кишечная метаплазия слизистой, что обусловлено гипоксией ткани (Джумаханов Т. Р., 1975).
При обследовании населения высокогорных районов Грузии выявлено, что заболевания органов пищеварения (16,1 -19,6%) превалируют над патологией сердечно-сосудистой системы (13,4%),причем на долю язвенной болезни приходится 3,6-3,9%, в основном, в возрасте 25-44 года. На предрасположенность к развитию язвенной болезни в этих условиях указывают и иностранные авторы.
Изучение секционного материала показало, что желудок здорового мужчины содержит 1,09 биллиона обкладочных клеток, количество которых значительно увеличивается при язвенной болезни (Сох А., 1952). Для обеспечения нормальной деятельности этого мощного секреторного аппарата и сохранения других функций желудка необходимо достаточное снабжение кислордом. По данным Д. Баркрофта (1937), количество потребляемого кислорода во время функционирования органов пищеварения возрастает в 1,5-3,3 раза. А. М. Чарный (1961) приводит данные о потреблении кислорода различными органами в мл на 1 кг массы в мин. Так, в покое желудочно-кишечный тракт нуждается в 35 мл, сердце — 18 мл, печень — 15,2 мл кислорода. В процессе напряженной деятельности органов количество потребляемого ими кислорода соответственно возрастает в 10,2 и 3 раза. Эти данные говорят о большой потребности желудка и кишечника в кислороде. По-видимому, кислородное голодание должно вызывать нарушение всех функций желудка и двенадцатиперстной кишки, особенно при наличии их заболеваний. Нарушение микроциркуляции и возникновение гипоксии в слизистой оболочке играет определенную роль в развитии язвенной болезни.
Гипоксия, как фактор полета, может усиливать гипоксическое состояние гастродуоденального отдела и способствовать развитию язвенной болезни. По-видимому, изменение функционального и морфологического состояния слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки под влиянием гипоксии возникает как в результате влияния на нервную и гормональную систему, так и в силу местного воздействия.
Влияние вибрации на функциональное и морфологическое состояние желудочно-кишечного тракта животных изучено достаточно полно. Так, воздействие вибрации в течение от 5 до 20 дней (частота 25 Гц, ежедневная экспозиция — 1 ч) вызывало, в основном, в подслизистом слое желудка и кишечника кошек и собак спазм артерий, расширение вен и иногда их разрыв (Титова Т. М., Минин Н. П., 1975). Архитектоника сосудистого русла восстанавливалась через 10-15 дней, если животные находились в опыте не более двух недель. По данным П. О. Вязицкого и Н. С. Петрова (1976), в результате воздействия низкочастотной вибрации в эксперименте на животных возникали точечные кровоизлияния в спинном мозге, легких, слизистой желудка и кишечника, что обусловлено увеличением проницаемости сосудистой стенки.
Отмечались разволокнение адвентициального слоя, разрыв средней оболочки артерий, а в отдельных случаях — артериальной и венозной стенки с образованием гематом. Одновременно выявлялось усиление пролиферативных процессов в слизистой оболочке. При увеличении времени воздействия вибрации изменения нарастали. Атрофический процесс наиболее ярко был выражен в кардиальном и фундальном отделах желудка. Так, автор показал, что слизистая оболочка фундального отдела резко истончена и представлена, в основном, сморщенной межуточной соединительной тканью с единичными железистыми клетками. Восстановление морфологической структуры желудка и кишечника было отмечено через полгода после прекращения вибрации.