Многообразны были и нарушения функций вегетативного отдела нервной системы, среди которых прежде всего следует отметить сердечно-сосудистые расстройства, принимавшие различные формы. Можно было наблюдать яркий красный разлитой дермографизм (27 больных), белый дермографизм (8 больных), лабильность вазомоторов (25 больных), мраморность кожи, покраснение части лица, цианоз конечностей (25 больных), тахикардию, лабильность пульса и разнообразные нарушения функции сердечной деятельности, о которых речь будет идти ниже.
Часто (30 больных) встречались различные проявления нарушений функций трофической сферы: атрофия мышц, склонность к гнойным процессам, фурункулез, пиодермия, ячмень, сухость, пастозность, гидрофильность кожи.
У многих детей наблюдалась потливость, особенно в дистальных отделах конечностей (28 больных) и симптом Хвостека (35 больных). Нередко больные жаловались на нарушение сна, бессонницу или сонливость. У некоторых из них было нарушено дыхание.
К числу нарушений функций вегетативной нервной системы у больных хореей относится тошнота, рвота, ослабление функции мочевого пузыря, симптом Грефе, Горнера, экзофталм, повышенная влажность слизистой оболочки глаз.
У многих больных периодически повышалась температура от субфебрильных цифр до 37,8°. Субфебрильная температура держалась IV2-2 и даже 3 месяца. В течение ряда приступов температурная кривая оставалась неизменной. Если хорея комбинировалась с полиартритом, то температура изменяла свой характер и держалась на фебрильных цифрах.
Многообразные симптомы нарушения функций нервной системы складывались в ряд характерных синдромов, которые самым различным образом сочетались между собой. Многообразие сочетаний зависело от ряда факторов: тяжести инфекции, реактивности организма, локализации патологического процесса и возраста ребенка.
Мы наблюдали следующие неврологические синдромы: 1) гиперкинетический, 2) атактический, 3) дисметрический, 4) астенический, 5) нарушения функции высших моторных актов, 6) нарушение функции вегетативного отдела нервной системы, 7) синдром очаговых нарушений.
Почти у всех находившихся под нашим наблюдением детей с хореической формой ревматического энцефалита отмечались одни и те же нарушения со стороны психической сферы. Прежде всего происходило снижение порога возбудимости, появлялась особая чувствительность к резким раздражителям. Одна девочка говорила, что у нее «кружится голова, когда дети громко кричат».
Чрезвычайную чувствительность порождала истощаемость. Дети становились плаксивыми, крайне обидчивыми, по малейшему поводу начинали плакать и обижаться без причин. Реальный же повод для огорчения ребенка, например, помещение его в клинику и разлука с близкими, оказывается иногда источником тяжелых переживаний. Так, одна девочка 11 лет сильно тосковала по дому, плакала, билась головой о стену, настаивала на выписке.
Истощаемость лежит и в основе чрезвычайной лабильности эмоций. В случаях, где она достигает большой степени выраженности, можно говорить даже о «недержании аффекта». Смех непосредственно переходит в слезы и наоборот. Эмоциональные проявления у детей, как правило, изменены. Настроение угнетенное, подавленное («не находит себе места»), выражено состояние тревоги, напряженности, которое лишь в одном случае сочеталось с болями в области сердца и сердцебиениями. Мальчик 13 лет вскакивал с кровати, просил позвать дедушку, беспокоился о состоянии здоровья бабушки, говорил, что не хочет быть в клинике. В конце концов, улучив момент, он убежал домой. Во время пароксизма тревоги отмечалось повышенное потоотделение и тахикардия.
У некоторых детей появлялось своеобразное беспокойство по ночам. Один ребенок по ночам вставал с постели, ходил вокруг кровати и не хотел ложиться. Вообще наблюдавшиеся нами дети были легко возбудимы, быстро доходили до состояния аффекта, плакали, кричали. Они по всякому поводу раздражались, проявляя иногда агрессивное отношение к сверстникам, были крайне недисциплинированны и постоянно нарушали режим; часто наблюдались реакции истерического типа. В состоянии длительного тоскливого напряжения дети грызли иногда ногти, жевали резинку и другие предметы. В сравнительно редких случаях появлялась эйфория, но она держалась недолго и относилась скорее к эпизодическим явлениям.