Внимание детей, страдающих хореей, чрезвычайно отвлекаемо, вследствие чего страдают и процессы запоминания. Дети выполняли то или иное задание хуже, чем могли бы это сделать по своим интеллектуальным данным. Процессы мышления у них отличались чрезмерной конкретизацией; дети не проявляли должной активности, что снижало качество их ответов (часто даваемых наугад), касающихся процессов обобщения, различия, круга сведений.
В ряде случаев можно говорить о состоянии качественного изменения сознания, о легкой степени оглушенности, обычно незаметной для окружающих. По-видимому, этим и объясняется внезапно наступающее многих детей торможение начатого действия.
Заслуживает внимания феномен «зеркальности», проявляющийся в письме и при специальных исследованиях (в подражательных движениях и в срисовывании). Следует отметить, что во время интеллектуальной работы дети быстро утомлялись, бледнели, появлялась заторможенность, лицо нередко покрывалось каплями пота, в результате чего эффективность работы резко снижалась.
Истощаемость отражалась и на поведении ребенка. Дети были вялы, пассивны, мало к чему проявляли активный интерес, заторможены. Они не стремились к детскому коллективу, который их утомлял, и производили на окружающих впечатление «замкнутых», «одиночек», хотя изучение их личности до болезни не обнаруживало указанных свойств, равно как и последующие наблюдения (после выздоровления).
Вялость иногда вуалировала сохранность эмоциональной жизни детей, и они производили тогда ложное впечатление эмоционально сниженных.
Что касается жалоб, то дети обычно не высказывали их самостоятельно без расспросов. Больные не фиксировали обычно особого внимания на жалобах, которые концентрировались главным образом вокруг, затруднений, испытываемых во время беседы: «язык трудно поворачивается», «язык от слов отрывается», «хочу сказать, а будто немая», «хочу сказать, а язык вертится, вертится, не слушается» и т. д.
Довольно часто встречались жалобы на головную боль, которая локализовалась преимущественно в области висков и темени. У одного ребенка головная боль возникала только в правой половине головы и ослабевала, когда он ложился на левую сторону. Иногда головные боли сопровождались тошнотой. Один ребенок отмечал, что во время чтения и счета головная боль резко усиливалась. Нередко имели место головокружения, а также повышенное слюноотделение и потливость.
В отдельных случаях встречались элементарные нарушения восприятия (фотопсии): «искры желтые, как огонь, мелькают», «то сыплются звездочки, то одна из них большая, красная летит», «временами мелькают сверкающие серебристые нити», «нити набегают на лицо человека, с которым я говорю, и от меня его закрывают» и т. д. Иногда все окружающее окрашивалось в зеленый, в синий или в желтый цвет. Иногда расстройство восприятия приобретало несколько более сложный характер — «мыши пробегают».
Изредка имели место оклики и обонятельные иллюзии: «пища пахнет серой», в еде «чудится, запах рыбьего жира» и т. д. Высказывались жалобы на наличие «двойных изображений»: ребенок видел две головы у сидящего перед ним человека. Встречались случаи расстройства восприятия своего тела и другие нарушения сензорного синтеза: «руки тонкие, а сам худой», неприятные ощущения: «волосы лезут в лицо».
Аналогичные жалобы больных, страдающих хореей, описаны рядом авторов. О нарушениях сензорного синтеза говорит, например, Е. А. Осипова, которая отмечает, что у детей появляется ощущение легкости тела, подъема в воздух, полета; иногда наблюдается феномен «deja vu» («уже виденного»).
Судя по высказываниям детей: «в комнате тесно», «валятся стены» и т. д., можно говорить об изменении восприятия у них пространства и об оптико-вестибулярных нарушениях. Окружающее кажется детям иногда «чудным» (нереальным), блестящим «как в зеркале». При соприкосновении с предметами они иногда испытывают чувство холода и влажности.