У одного подростка в связи с ухудшением состояния тормозилась реакция на звонок высокого тона. При применении этого» раздражителя больной неизменно говорил: «Такой звонок у меня все время слышится в голове». По-видимому, в этом случае имелось раздражение слухового анализатора, при котором звонок оказывался сверхсильным раздражителем и вызывал запредельное торможение. В одном случае выработать стереотип так и не удалось.
Переделка стереотипа из четырех раздражителей производилась у 8 детей, причем у одного ребенка, находившегося в тяжелом состоянии, в течение длительного времени не удавалось переделать стереотип. При выходе из этого состояния стереотип был переделан без особого труда. В одном наблюдении при переделке стереотипа получился срыв в сторону возбуждения и на все раздражители получалась положительная условная реакция. В дальнейшем, когда во второй сигнальной системе стереотип был уже переделан, в первой сигнальной системе его переделать не удалось.
Замену в стереотипе раздражителей из первой сигнальной; системы их словесными обозначениями у 4 детей удалось произвести легко. Во второй сигнальной системе получилось вполне адекватное отражение. У одной больной попытка перейти к словесному раздражителю вызвала срыв в сторону торможения. Тормозной процесс распространился на все раздражители стереотипа. В дальнейшем, когда во второй сигнальной системе стереотип на словесные раздражители уже образовался (при соответствующих раздражителях девочка говорила: «Нажимаю», «Не нажимаю»), в первой сигнальной системе он не был выработан девочка грушу не нажимала. Только после окончания болезненного состояния на 50-м исследовании удалось все раздражители стереотипа заменить словесными обозначениями.
Сила нажима у детей колебалась между 20 и 30 делениями рефлектометра и только в отдельных случаях у больных, находившихся в остром психотическом состоянии, реакция была очень слабой (8-10).
У половины детей при выработке дифференцировки, установлении и переделке стереотипа сила нажима падала, причем у 3 детей (при наступлении фазовых состояний) она доходила до двух делений рефлектометра. Лишь одна девочка при указанных условиях нажимала на грушу с необычайной силой, давила на нее обеими руками, пыталась даже сжать грушу зубами.
У половины детей наблюдались межсигнальные реакции, учащавшиеся при усложнении задачи и становившиеся реже, когда устанавливались диференцировки и вырабатывался стереотип. Наряду с этим, у этих же детей встречалась «ступенчатость» подъема (нажим груши в 2, реже в 3 приема).
Латентные периоды редко были меньше 0,25 секунд (чаще V2-1 секунда). При усложнении поставленной задачи они часто удлинялись. В острых психотических состояниях латентные периоды достигали иногда 10-15 секунд. По мере улучшения состояния латентный период укорачивался.