Дети жалуются на то, что они быстро устают и у них начинает болеть голова, что им стало труднее учиться. Расстраивается сон: дети засыпают не сразу и спят тревожно, хотят спать днем. Наряду с этим, не переносят громких звуков, духоты в помещении жары. Больные, опасаясь, чтобы не появилась головная боль, несколько отдаляются от оживленного, шумного коллектива здоровых детей, что производит впечатление постепенно нарастающей замкнутости.
Дети начинают испытывать трудности в занятиях, в результате чего у них появляется неуверенность в своих силах. Выйдя в классе к доске, они смущаются, теряют нить рассуждения и, даже зная урок, подчас получают низкую оценку. У больных появляется повышенная чувствительность, обидчивость. Иногда им кажется, что окружающие недооценивают их, меняют к ним свое отношение. На этом астеническом фоне эпизодически возникают фотопеии, диплопия, головокружение, тошнота, нарушение сензорного синтеза.
Психоз возникает остро, так как острота приступа обусловлена нарушением сознания. Степень этого нарушения может быть весьма различной: оглушенность, анероидное состояние, когда больные участвуют в ярких разыгрывающихся перед ними сценах, бурный делирий с галлюцинациями и возбуждением. Изменяется восприятие окружающего: детям кажется, что кругом одни мужчины (на самом деле нет ни одного), люди с собачьими мордами. У одной из больных появилась уверенность, что она «видит насквозь сердце всех окружающих», что «под кожей людей сидят обезьянки». Медицинскую сестру она же принимала за «волшебницу». Возникают галлюцинации: чаще всего дети видят «чучел», чертей, белых и черных колдунов, волшебников, ведьм, вооруженных людей; больные слышат голоса, которые ругают их, угрожают, упрекают, обвиняют в чем-то; раздаются выстрелы; они ощущают, что предлагаемая им пища дурно пахнет, имеет неприятный вкус.
Первоначально из бредовой настроенности возникают бредовые идеи: «девочки косо смотрят, смеются, дурно относятся». Позднее формируется уже настоящий бред: одна из больных сообщает, что ее обвиняют в краже, что кто-то хочет убить родителей и ее. Другой больной кажется, будто про нее говорят, что она «мертвая и не должна ходить среди живых».
Больные испытывают чувство страха, мечутся, бегают взад-вперед. Взгляд у них напряженный, на лице часто появляется выражение ужаса. Больные очень часто ощущают «изменения», происшедшие будто бы с ними. Так, больная Ш. утверждала, что у нее идут «особые слюни», в животе появилось урчание, в горле что-то застревает. Другая больная Л. сообщала врачу, что у нее нет глаз, что все ее тело стало мягким, исчезло горло, пропал голос, язык не работает, изменился слух. Дети смотрят на себя в зеркало со страхом и утверждают, что они мертвы, что они не в состоянии ни глотать, ни жевать, что их ничто уже не спасет, гибель их неизбежна.
Больные жалуются на головные боли, головокружение, пульсацию в голове и во всем теле: «как молоточки резиновые стучат», «всюду, как пульс бьется», «в голове и в ушах звонок непрерывно гудит» и т. д. Иногда во время головной боли перед глазами у них мелькают кружочки, черточки, змейки, пятна, часто разноцветные. Наблюдаются нарушения сензорного синтеза: «земля покатая», «рельсы изгибаются», «строчки косые», предметы кажутся маленькими, то отдаляются, то приближаются; иногда же, наоборот, собственные руки кажутся огромными. Появляется двойное изображение, одно над другим или рядом, одно вдвигается в другое. Больные жалуются на невозможность сосредоточиться, на плохую память и снижение успеваемости. Отмечается сильная истощаемость. Резко меняется настроение: больные подавлены, но в то же время иногда раздражены, почти всегда испытывают чувство сильного страха; нередко у них появляются мысли о самоубийстве.