Острое психотическое состояние характеризуется в первую очередь изменением сознания, ипохондрическими ощущениями, параноидными высказываниями и угнетенным настроением. В соответствии с этим происходят изменения в высшей нервной деятельности, что выражается в слабости активного торможения, удлиненных латентных периодах: на высоте психических нарушений латентный период еще более удлиняется, ярко выступают фазовые состояния, нарушается взаимодействие между первой и второй сигнальной системой. Наконец, наступает полный срыв высшей нервной деятельности в сторону торможения.
Ярко выраженные вегетативные нарушения, обилие патологических интерорецепций с убедительностью свидетельствуют о нарушении регулирующей роли коры. Здесь налицо мощные механизмы охранительного торможения: «В больницу хочу, спать; ой, ой, как спать хочу!» Наличием этих мощных механизмов физиологической защиты, возможно, и объясняется сравнительно быстрый выход больной из патологического состояния. Может быть, играло, роль и то обстоятельство, что у больной был, по-видимому, сильный тип нервной системы.
Против предполагавшегося диагноза шизофрении говорит прямая связь психоза с ревматической инфекцией, большая доступность и эмоциональная живость больной, а также тог факт, что на первом плане стоят изменения сознания, свидетельствующие об остро и бурно действующей интоксикации. Благополучный выход из болезненного состояния свидетельствует о том, что все изменения носили функциональный характер. Перенесенная незадолго до вспышки болезни психическая травма, совпавшая, по-видимому, уже с периодом ревматической астении (появилась неуверенность в своих силах), повлияла на реактивность и, возможно, способствовала возникновению острого психотического состояния.
Психотическое состояние, пережитое девочкой, характеризуется изменением сознания (все окружающие лица изменены, двоюродную сестру принимала за врача, галлюцинировала), эйфорией, чередующейся с угнетенностью, наличием нарушений сензорного синтеза. Сознание близко к сновидному: «была, как во сне». Испытывала боли в суставах и в области сердца. Возможно, что интероцептивными ощущениями со стороны этого органа и объясняется сосредоточение мыслей больной на сердце; видит у всех людей сердце, «в сердце врача сидит обезьянка», она «приехала от сердца Олега Кошевого», говорит, что в ней «собираются сердца всех умерших» и т. д.