Ряд неврологических симптомов, в том числе гиперкинезы, наличие суставных явлений, многократные ангины, перенесенные за последние годы, острая вспышка психоза, сопровождавшегося нарушением сознания, с убедительностью говорят о том, что в основе психоза лежит ревматический энцефалит.
Диагноз шизофрении может быть отклонен в связи с наличием выраженного нарушения сознания (сновидного), синдрома нарушения сензорного синтеза, сохранения доступности, эмоциональной теплоты, отсутствия расстройств мышления.
Исследование высшей нервной деятельности, проведенное в период выхода из психотического состояния, выявило слабость замыкательной функции коры, что объясняет трудность усвоения нового материала во время занятий. Многочисленные межсигнальные реакции свидетельствуют о слабости раздражительного процесса, с одной стороны, и об инертности его — с другой. Об известной инертности нервных процессов говорит и постоянное возвращение к первому стереотипу после перерыва в работе. Клинически наличие очага инертного возбуждения в двигательном анализаторе проявляется в гиперкинезах. Наряду с этим, у больной первое время было выражено последовательное торможение, что говорит о значительной слабости концентрации торможения. В клинической картине это проявлялось в вялости, пассивности, заторможенности больной, отмечаемых в последнее время.
Указанные явления можно рассматривать как наличие охранительного торможения, как физиологическую меру защиты против токсикоинфекционного процесса.
После 18 сеансов электросна, имевшего целью углубить охранительное торможение, состояние больной значительно улучшилось. Исследование высшей нервной деятельности в этом периоде не обнаружило явлений последовательного торможения при переводе стереотипа на его словесные обозначения. Значительная эффективность лечения свидетельствует о преимущественно функциональном характере многих явлений.
Психотическому состоянию за несколько месяцев предшествовали астенические явления (повышенная утомляемость, подвышенная потребность в сне, чередующаяся с бессонницей, головная боль и головокружения на уроках и т. д.). Эти явления сопровождались периодически возникавшими болями в суставах. Всегда общительная, контактная, девочка становится более замкнутой, избегает шумного коллектива (гиперакузия). Острые психотические симптомы выражаются в нарушении сознания («все кажется измененным»), угнетенном состоянии, тревоге, страхах и в возникновении параноида (все кругом враждебно, ее должны наказать за что-то, над ней смеются, она сама изменилась и т. д.). На высоте второй вспышки появляется кататонический ступор с полным отказом от еды и мутизмом. При исследовании высшей нервной деятельности, начатом после пенициллинотерапии, когда все психотические явления стали ослабевать, все же обнаруживалось состояние торможения коры головного мозга. Это проявлялось в длительном латентном периоде, еще более удлиняющемся при усложнении задания, наличии выраженного последовательного торможения. При внешнем тормозе тотчас же появлялась нулевая реакция. Угасание (без речевого подкрепления) происходило очень быстро.
В данном случае можно говорить о явном преобладании тормозного процесса. Клинически такому состоянию, которое следует рассматривать как охранительное торможение, соответствует замедленность всех реакций больной. В дальнейшем торможение достигло степени кататонического ступора с отказом от еды и мутизмом.