И. П. Павлов писал: «Я не предполагаю никакой разницы между функциональным и органическим, считая, что может быть во многих случаях функциональных заболеваний мы еще не можем современными гистологическими методами досмотреть настоящие изменения клетки. Кроме того, обратимое заболевание при длительном действии болезненных причин может стать необратимым. Стало быть, мыслимо, что функциональное заболевание, продолжаясь очень длительно: делается органическим, т. е. настолько грубым, что наступает видимое постоянное изменение строения клетки этого больного пункта».
На основании сказанного становится понятным, почему в межприступном периоде ревматизма при исследовании неврологической сферы детей в некоторых случаях обнаруживаются черты отмеченной И. П. Павловым необратимости.
У некоторых детей, страдающих в течение длительного времени ревматическим энцефалитом, появляются патологические черты поведения. Возникновение этих черт имеет свою закономерность. Страдая частыми головными болями, нередко сопровождающимися тошнотой и головокружением, дети истощаются уже на втором уроке в школе и перестают усваивать материал. Быстрая утомляемость препятствует приготовлению уроков дома. Ребенок начинает отставать в учении, слывет лентяем, что вызывает порицание педагогов. Возникает ряд конфликтов, особенно тяжело переживаемых ассенизированным ребенком в силу свойственных ему обидчивости, ранимости, чувствительности.
Шумный коллектив школьных товарищей утомителен для ребенка, отличающегося большой истощаемостью, он начинает избегать его, избавляя себя от непомерной перегрузки. Дома его раздражает радио. Разговоры близких мешают ему готовить уроки. Ребенок уединяется, так как это обеспечивает ему покой, начинает замыкаться в себе, теряет друзей.
Снижение порога возбуждения обусловливает явления раздражительной слабости. Вспышки раздражения, обычно кончающиеся слезами, дают повод к новым конфликтам с педагогом, родителями, и товарищами. Эти конфликты еще более усугубляют отход от окружающих и замкнутость. Для иллюстрации указанного типа патологического развития приводим следующие наблюдения.
Наличие у больного ряда неврологических симптомов (слабость конвергенции, неодинаковая иннервация лицевого нерва, окулостатический феномен, гиперрефлексия, повышенная возбудимость вегетативного отдела нервной системы) говорит об энцефалитическом процессе, начавшемся, видимо, в связи со второй атакой ревматической болезни. Инфантилизм и физический, и психический (отстает в развитии на Р/г-2 года), выражающийся в отставании в росте, в стремлении играть с малышами, можно связать с давно начавшимся ревматическим процессом. Вегетативные кризы, пульсация в висках, головные боли свидетельствуют о сосудистом происхождении нервных осложнений при ревматической болезни. При повышенной чувствительности ребенка, ранимости, обидчивости особенно травмирует непонимание взрослыми болезненного состояния, обусловливающего плохую успеваемость. Явления «раздражительной слабости» оцениваются как грубость и агрессия. В результате уход ребенка от непереносимой ситуации, замыкание в себе. Указанные реакции день ото дня закрепляются, чему в немалой степени способствуют явления патологической инертности, свойственные детям с органическим поражением центральной нервной системы. В основе вялости, повышенной истощаемости лежит охранительное торможение, также обусловленное энцефалитическим процессом. Вероятно, ввиду давности процесса здесь имеет место и слабость коры. Явления «раздражительной слабости» обусловлены патологической лабильностью раздражительного процесса.