Наличие упорных головных болей, нерезко выраженных гиперкинезов, амимии, скованности движений, истощаемости, угнетенности, слезливости, на фоне которых возникают эпизодические состояния раздражительной слабости, говорит о церебрастеническом состоянии. Указание на три острые атаки ревматизма в прошлом и порок митрального клапана в настоящем дают право предполагать связь церебрастенического состояния с ревматической болезнью, осложнившейся энцефалитом.
Кора мозга находится в состоянии охранительного торможения. В то же время в силу давности процесса, возможно, имеет место и слабость коры. Заторможенность ребенка, наряду с раздражительной слабостью, препятствует приспособлению его к окружающей обстановке. Постоянно отрицательно действующие раздражители (нетоварищеское отношение детей, недопонимание педагогами состояния ребенка) вызвали у больного, отрицательных эмоций. Этим объясняется отсутствие товарищей и замкнутость. В данном случае можно говорить о «патологическом развитии личности» в результате потери адаптации к окружающей среде.
Больной длительное время с перерывами принимал пенициллин с экмолином. При катамнестическом исследовании через 2 года 15/1 1954 г. нами установлено значительное улучшение его состояния. Продолжает учиться. Успеваемость значительно улучшилась. Трудности поведения почти прошли.
Патофизиологические механизмы в приведенных наблюдениях следующие. Клетки коры под влиянием ревматического токсикоинфекционного процесса ослаблены или патологически изменены и легко впадают в состояние охранительного торможения. Внешние раздражители являются для ребенка нередко сверхсильными и вызывают состояние запредельного торможения. В последнем наблюдении отмечена даже скованность движений ребенка, что говорит об иррадиации торможения «а двигательный анализатор.
Явления раздражительной слабости объясняются патологической лабильностью раздражительного процесса, достигающей необычайно высокой степени. Наблюдаются они у детей со слабым типом нервной системы при недостаточности активного торможения и крайней степени истощаемости.
Окружающая обстановка не способствовала возникновению -охранительного торможения, в котором так нуждался ребенок. Уравновешивания с окружающей средой не было достигнуто, поэтому появляется тенденция ухода от нее, постепенно переходящая в психопатические формы поведения.
Указания на изменения характера у детей при хорее встречаются и в литературе. Так, Е. А. Осипова, собравшая катамнез у 23 детей, страдавших хореей, отмечает два варианта изменения личности. При первом эти изменения проявляются в нервности, раздражительности, грубости, холодности, замкнутости, при втором — в пассивности, медлительности, флегматичности. В том и другом случае автор отмечает двигательную отсталость и легкие местные гиперкинезы. Р. Д. Мошковская говорит о «фиксации» истерических симптомов (об этом упоминал также М. И. Иогихес). Кроме того, она отмечает ряд психопатологических синдромов: растерянность, неясность восприятия, повышенную утомляемость, эмоциональную лабильность.
Мы считаем более правильным рассматривать все эти изменения поведения как последствия перенесенного энцефалита, а не как патологическое развитие личности. В основе этих стойких резидуальных состояний лежит свойство нервных клеток длительное время сохранять следы раздражений, вызванных неблагоприятными внешними факторами.
Следует указать, что описываемые в данной монографии патологические изменения характера могут подвергнуться обратному развитию. Необходимыми предпосылками для этого являются: энергичное лечение ревматической болезни, вызывающей патологическое состояние коры, и обеспечение щадящего режима, поддерживающего те физиологические механизмы защиты, которые всегда имеют место.