Некоторые вопросы освещены в монографии довольно полно, например, вопрос о хореической форме ревматических энцефалитов, о форме с ведущим синдромом сензорных расстройств. Другие же вопросы требуют дальнейших исследований. Так, например, форма с эпилептиформными нарушениями должна изучаться во всех ее проявлениях, начиная со случаев с вегетативными кризами и кончая тяжелым эпилептическим статусом и сумеречными состояниями сознания. Дальнейшему изучению подлежат также ревматические психозы. Особенное внимание следует уделить исследованию обмена веществ и, в частности, антитоксической функции печени.
Недостаточен еще срок катамнестических наблюдений (до 5 лет включительно) над детьми, страдающими нервной формой ревматического энцефалита. Более длительное изучение позволит более точно выяснить степень обратимости психопатологических явлений.
Лечение «нервной» формы ревматизма должно проводиться по принципу каузальной и патогенетической терапии. Следует возможно шире использовать вновь вводимые в практику антибиотики (биомицин) и их сочетания с хорошо известными веществами — пенициллином, стрепто- и синтомицином.
Равным образом необходимо изыскивать наиболее эффективные методы лечебного сна (медикаментозного, с переходом на условнорефлекторный и др.). Лечение детей с «нервной» формой ревматизма следует начинать в самых ранних стадиях болезни. Путем энергичного лечения антибиотиками начальных проявлений заболевания, возможно, удастся остановить их дальнейшее развитие.
После выздоровления, учитывая сильную истощаемость ребенка, не следует торопиться с направлением его в школу.
Большое значение в борьбе с ревматизмом имеют организационные мероприятия. Необходимо обеспечить этапное лечение как в городе, так и на селе (ревматологический кабинет, поликлиника, стационарное лечение — больница, санаторий, лесная школа). Нужно увеличить количество ревматологических кабинетов, выполняющих большую лечебно-профилактическую работу, а также расширить сеть лечебных учреждений в городе и на селе. В частности, необходимо поставить вопрос об организации оздоровительных школ с санаторным режимом для детей, больных ревматизмом, ив первую очередь для детей с «нервной» формой ревматической болезни. Следует помнить, что физические упражнения в таких школах можно применять лишь с большой осторожностью ввиду склонности больных детей к спазмам сосудов и к обморокам.
Необходимо привлечь к проблеме ревматизма внимание научно-исследовательских институтов. В центральных, и периферийных институтах усовершенствования нужно организовать постоянные курсы по изучению ревматизма как для городских, так и для сельских врачей.
При осуществлении указанных мероприятий заболеваемость ревматизмом несомненно удастся снизить.