Определены подразделения службы, необходимые для оказания оптимальной помощи всему контингенту больных на всех этапах лечения. Сформирован лечебно-реабилитационный комплекс, который включает в себя в оптимальном варианте, наряду с традиционными (терапевтическое, хирургическое, диспансерное и др.). наркологическое отделение, отделение реабилитации, дневной стационар, участок интенсивной терапии, лечебно-производственные мастерские, санаторий-профилакторий.
Для создания такого комплекса в условиях города средней величины целесообразна централизация противотуберкулезной службы. Централизация дает возможность более рационально распределять ресурсы службы.
Совершенствование структуры противотуберкулезной службы является основой для установления полной преемственности в деятельности всех подразделений при условии высокого уровня медицинского обслуживания в каждом из них.
Исходя из главной цели — ликвидации туберкулеза как распространенного заболевания — определены задачи каждого подразделения, скоординированные таким образом, чтобы обеспечить взаимодействие различных звеньев службы. Так, например, для привлечения к лечению уклоняющихся больных и предупреждения появления отрицательного отношения к лечению предусматривается постоянная санитарно-просветительная и психотерапевтическая работа с больными на всех этапах, с привлечением родственников, сотрудников, а в крайних случаях, органов милиции. Начинается эта работа на диспансерном этапе, где врач привлекает больного к активному участию в составлении плана его лечения. Врач терапевтического отделения, являющегося ответственным этапом реабилитации для большинства больных, создает «терапевтические коллективы», советы больных, школы здоровья, организует наркологическую помощь, привлекает больных к трудотерапии и трудозанятости, заботится об их культурном досуге.
Подобная же работа проводится во всех других стационарах. В случае срыва реабилитационной программы — преждевременной выписки больного на амбулаторный этап — участковый фтизиатр добивается возвращения больного в стационар или направляет его для продления лечения в отделении интенсивной терапии. Важная задача на всех этапах — возвращение больного в оптимальные сроки в семью и к привычной трудовой деятельности.
Обеспечение полной преемственности в деятельности подразделений службы, с большим количеством связей между ними и нередко противоречивыми интересами у различных — участников программы, требует нового подхода к управлению. Контроль за соблюдением сформулированных выше принципов осуществляется при помощи автоматизированной системы управления, основой которой является банк данных на контингенты диспансерного учета. Банк состоит из машинных аналогов историй болезни, которые сформированы на основе сведений о, больном, подаваемых врачами всех этапов в информационно-вычислительный центр (ИВЦ). Автоматизированная обработка этих данных дает возможность получить информацию, необходимую для оперативного управления.
Для контроля за работой каждого подразделения используются модели оптимизации, которые представляют собой комплексы взаимосвязанных показателей, позволяющих оценить в баллах соответствие деятельности подразделения заданным целям путем сравнения реально достигнутых показателей с установленными нормативами.
Модели стимулируют достижение каждым подразделением поставленных перед ним целей. Так, модель каждого подразделения обязательно включает показатели эффективности лечения больных и своевременности диагностики туберкулеза.