Ревматические энцефалиты в детском возрасте.

Медицина и лечение

Отечественные исследователи внесли большой вклад в учение о ревматизме. Вопросы, связанные с этим заболеванием, разрабатывали еще Г. И. Сокольский, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов. Ревматизм по праву может быть назван болезнью Сокольского-Буйо.

Клинические проявления ревматизма многообразны. На первый план при нем выступают изменения в суставах. Но, наряду с этим, могут наблюдаться и другие преимущественные локализации патологического процесса, придающие болезненным явлениям ту или иную клиническую форму, в том числе и нарушения центральной нервной системы. Еще С. П. Боткин говорил, что характерные местные изменения не представляют сущности болезни.
Один из крупнейших исследователей в области ревматизма В. Т. Талалаев пришел к заключению о необходимости объединить разнообразные по клинической картине проявления этого заболевания и выделить его в самостоятельную нозологическую единицу — «острый ревматизм». Он включил сюда формы полиартритического ревматизма, малую хорею и те болезненные проявления, которые протекают при наличии только ревматического миокардита, эндокардита и перикардита, но без полиартритических явлений. Эти установки В. Т. Талалаева в настоящее время являются общепризнанными.

Исследования В. Т. Талалаева в области патоморфологии нервной системы при остром ревматизме и хорее представляют для нас особенный интерес, поскольку результаты патоморфологических и гистопатологических исследований нервной системы соответствуют данным изучения соматической сферы, поражаемой при ревматизме.
Остановимся на основных, важных в теоретическом отношении данных В. Т. Талалаева. У больных ревматизмом, умерших от гипертоксической формы ревматического полиартрита, автор обнаружил в ганглиозных клетках центральной нервной системы дуффузные дегенеративные изменения, а в некоторых участках и некробиотические изменения.
В этих случаях он наблюдал в симпатических узлах (главным образом в солнечном сплетении) пикноз, хроматолиз ядер и даже полное их исчезновение.
При ревматическом полиартрите В. Т. Талалаев находил в различных отделах центральной нервной системы периваскулярные тромбы и дегенеративные изменения ганглиозных клеток.
В случаях хореи, сочетавшейся с полиартритом, автор обнаружил в мозгу свежие периваскулярные кровоизлияния, расширения периваскулярных пространств, разрыхление глии по тракту сосудистых веточек, дегенерацию ганглиозных клеток в коре мозга, а также нейронофагию и. периваскулярные разрежения глии в варолиевом мосту.
В другом случае, когда хорея сочеталась с кардиальной формой острого ревматизма, В. Т. Талалаев наблюдал дегенеративные изменения ганглиозных клеток в варолиевом мосту, полосатом теле, черной субстанции и продолговатом мозгу. Нерезкие дегенеративные изменения были и в коре мозга. В области олив и в спинном мозгу отмечалось значительное расширение периваскулярных пространств, а под эпендимой дна IV желудочка были найдены милиарные кровоизлияния. Обширные и глубокие изменения автор наблюдал в различных отделах центральной нервной системы в случаях малой хореи, развившейся при «амбулаторной» форме острого ревматизма. Он обнаружил в полосатом теле (мелких клетках), в продолговатом мозгу, коре и клетках Пуркинье дегенеративные изменения, нейронофагию. Кроме того, в варолиевом мосту и в продолговатом мозгу имелись узелки глиогрануломы. В различных отделах центральной нервной системы В. Т. Талалаев наблюдал расширение периваскулярных пространств и полнокровие капиллярной сети, а в коре мозга — точечные кровоизлияния. Патологические изменения были и в симпатической системе (в солнечном сплетении), в шейных узлах и других отделах.
В. Т. Талалаев приводит случай, когда у ребенка 9 лет, умершего после третьего приступа ревматического полиартрита, на секции было обнаружено заболевание мозговых оболочек.

В. Т. Талалаев обратил внимание на особую поражаемость симпатической системы, что характерно для различных форм ревматизма, в особенности для хореи. При этом он указывал на грубые дегенеративно-некробиотические изменения в узлах симпатической системы. Автор высказал предположение, что «ревматический вирус» обладает определенными симпатико-тропными свойствами. Описывая случай течения ревматизма с разнообразной клинической картиной, он приходит к заключению, что не существует различий между изменениями в центральной нервной системе у больных малой хореей и больных, умерших от других форм ревматизма, если даже смерть наступала в «холодном» (безлихорадочном) периоде болезни.
В. К. Белецкий сообщает, что и в случаях острого тяжелого полиартрита, когда при жизни не обнаруживалось симптомов органического поражения мозга, на вскрытии были найдены изменения со стороны центральной нервной системы.

Подводя итоги своих гистопатологических исследований, В. Т. Талалаев делает вывод, что нарушения в центральной нервной системе сводятся к дегенеративным, в различной степени выраженным изменениям ганглиозных клеток. Эти изменения носят преимущественно диффузный характер, хотя в, отдельных случаях отмечались и изменения локального типа.
В 1935 г. вышла большая работа Л. О. Смирнова, посвященная интересующему нас вопросу. На основании тщательных гистологических исследований автор приходит к заключению, что у больных, перенесших малую хорею, следует предположить наличие особой «предуготованности» мозга к заболеванию. Морфологически это подтверждается следующими фактами: 1) атипичностью структурообразования различных отделов мозга, 2) некоторым своеобразием тонких структур патологического метаморфоза, 3) симптомами, свидетельствующими о ранее перенесенных заболеваниях центральной нервной системы (субэпендимарный склероз, гранулезный эпендиматит, остатки инфильтрации в оболочках).

Оцените статью
Новостной портал
Добавить комментарий