Из зарубежных исследователей, занимавшихся изучением изменений психики при ревматической болезни (исключая хорею), заслуживают упоминания Симон (Simon), Легран дю Солль (Legrand du Solle), Кнауэр. Эти авторы отмечали у взрослых больных типичное для ревматической болезни депрессивное состояние, галлюцинации. Крепелин описывал аментивное расстройство сознания с затруднением восприятия и мышления, с растерянностью.
Кнауэр, в противоположность Гризингеру (Griesinger), настаивавшему на выделении длительно протекающих психопатологических состояний под названием протрагированной реаматической инфекции мозга (чередование ступора с возбуждением, депримированное состояние), не считал целесообразным проводить резкую грань между острой фазой болезни и; протрагированным состоянием. Состояние сознания в периоды столь частого в картине психоза ступора Кнауэр обозначал как «сновидную оглушенность» или своего рода наркотическое сумеречное состояние. Указанный острый ревматический психоз встречается и при ревматическом менинго-энцефалите, и при атаке ревмокардита и полиартрита.
Литература, посвященная изменениям психики у детей при ревматизме, если не считать упомянутых уже работ по ревматической хорее, очень бедна. В первую очередь следует упомянуть работу Е. А. Осиповой, в которой она отстаивает точку зрения, что между ревматическими энцефалитами с хореическим синдромом и без него принципиальной разницы нет. При тяжелых хореических энцефалитах автор встречал тяжелый эмоциональный и двигательный ступор в острых фазах и кататоноподобные состояния с обильными сенсорными нарушениями (преимущественно оптико-пространственными и расстройством восприятия своего тела) в хронических стадиях. Таким образом, грань между ревматическими энцефалитами с синдромом хореи и без него в значительной мере стирается.
М. Б. Цукер приводит ряд наблюдений над детьми, больными ревматическим энцефалитом, у которых течение заболевания не соответствовало картине типичного хореического энцефалита. Сюда относится ревматический энцефалит со стереотипным выразительным гиперкинезом, тикообразным синдромом, миоклоническая форма с эпилептиформным синдромом. Автор подчеркивает преимущественное поражение в указанных случаях подкорковых узлов и усматривает в этой локализации типическую особенность энцефалитов детского возраста.
В отечественной литературе имеются указания на поражение мозговых оболочек у детей. Так, Е. В. Ковалева-Гришина среди 280 больных ревматизмом детей наблюдала явно выраженные менингеальные явления, не сопровождавшиеся изменением спинномозговой жидкости.
В противоположность этому при наблюдении за ребенком, больным ревматизмом с выраженными явлениями менингизма, находившимся в детской клинике Смоленского медицинского института, выпала нежная пленка, реакция Панди была положительной, отмечался нейтрофильный лейкоцитоз. О случае менингизма у ребенка, страдающего ревматизмом, сообщает также С. Е. Левинтова. Повышение внутричерепного давления при ревматизме у детей отмечала 3. А. Герстман. В монографии В. В. Михеева мы также встречаемся с упоминанием о ревматическом поражении мозговых оболочек.