У детей, страдающих хореей, инкоординация проявляется параллельно с другими нарушениями моторной функции — дисметрией. Движения у них угловаты, неловки, размашисты, порывисты, стремительны; при выполнении того или иного целенаправленного акта они делают лишние движения.
При изучении моторной сферы у больных детей обращало на себя внимание многообразие клинических проявлений нарушения тонуса. Прежде всего это выражалось в гипотонии мускулатуры конечностей, которая обнаруживалась в различных фазах заболевания и во всех отделах верхних и нижних конечностей. При этом она не всегда равномерно была выражена в конечностях и на обеих половинах туловища. У больных как с тотальной хореей, так и с проявлением гемихореи тонус на обеих половинах был неодинаковым; у последних он был изменен лишь на стороне гиперкинезов. Однако, как мы это установили, исследуя тонус у ряда больных тонометром
Ефимова, на фоне гипотонии иногда имеется повышение пластического тонуса.
Наличие гипертонии мускулатуры можно обнаружить у значительной части больных, вызывая сухожильный коленный рефлекс методом «суммации», т. е. нанесением ударов по надколеннику. У детей, страдающих хореей, получается удлиненный сухожильный рефлекс, описанный Ибрагимом и Гордоном. Это — тонический рефлекс, свидетельствующий о наличии повышенного тонуса мускулатуры, вовлеченной в его оформление.
Близким к нему по происхождению является, состояние каталепсии, которое мы наблюдали у ряда больных хореей. В одном случае ребенок застывал в своеобразной позе с полуоткрытым ртом.
К характерным симптомам, нарушения тонуса относятся: симптом «дряблых плеч» (при поднимании ребенка подмышки голова его уходит глубоко в плечи); симптом «болтающейся руки» (если вытянуть руку и потрясти ее, то кисть беспомощно болтается) и так называемый «симптом руки» (если поддерживать вытянутые руки больного и затем незаметно отнять свою руку, то на стороне, где хореический синдром выражен более сильно, рука больного ребенка падает скорее).
При беседе с детьми, страдающими хореей, обращает на себя внимание чрезвычайное разнообразие нарушений речи, которая бывает немодулированной, невнятной, глухой с носовым оттенком, смазанной, шепотной, заикающейся. Некоторые дети в разговоре как бы выталкивают слова. Встречаются нарушения речи характера афазии (амнестическая афазия), а также олигофазии. Некоторые больные вследствие бедности спонтанной речи заменяют разговор жестами. Многообразны также нарушения письма. У детей изменяется почерк, буквы располагаются неровно, не в строчку, разбросаны. В тяжелых случаях хореи письмо становится вообще невозможным.