М. С. Маргулис указывает, что после 12-15 лет торможение гиперкинеза, благодаря достаточному развитию кортикальных механизмов, осуществляется настолько полно, что появление гиперкинетических форм становится большой редкостью. Наши наблюдения этого не подтвердили.
Выраженность общего двигательного беспокойства у больных детей в возрасте до 4 лет можно рассматривать как результат недостаточного торможения коры ирритированной токсикоинфекционным процессом подкорки, ибо способность коры к торможению в раннем детстве недостаточна. Более бурное проявление психопатологической картины у подростков: (особенно нарушения сознания, обманы чувств) связано, возможно, с тем, что токсикоинфекционный процесс развивается на фоне эндокринных сдвигов, усугубляющих тяжесть его действия. У взрослых хорея встречается редко.
Дети, страдающие хореей, нередко остро реагируют на свое болезненное состояние, главным образом на то, что они лишены возможности учиться: «Скоро начнутся экзамены»,- со слезами на глазах говорит Ш., 11 лет. «Хочется учиться, я ведь большая»,- замечает другой ребенок 11 лет, делая все, от него зависящее, чтобы не отстать и включиться в школьные занятия. Дети тревожатся, что потеряют год, что им трудно будет нагнать упущенное время. Даже десятилетний ребенок С. со сниженной критикой к своему состоянию и невысоким интеллектуальным развитием сильно реагировал на то, что отстанет: «Вот Пушкин учился, стал большим человеком, а я отстану». Дети смущаются при появлении гиперкинезов, краснеют, волнуются, отчего гиперкинезы усиливаются.
Испытывая затруднение в речи, дети с хореическим синдромом начинают избегать спонтанной речи. В беседе отвечают односложно либо заменяют словесное выражение своей мысли движением головы или век. Сами дети отмечали, что во время острой стадии болезни им не хотелось разговаривать, ибо они «не выговаривали слов».
Лишь в отдельных случаях проявлялось некритическое отношение к своему заболеванию, когда в разгар гиперкинезов дети утверждали, что они почти здоровы.
Необходимо остановиться и на реконвалесценции. Раньше хорея протекала в течение 2-б месяцев. Однако в настоящее время в связи с раскрытием патофизиологических основ хореической формы ревматического энцефалита и применением лечебного сна длительность приступов значительно сокращается.
По мере ослабления интенсивности гиперкинетического синдрома обычно уменьшаются и психопатологические явления. Менее выраженными становятся эмоциональные изменения (угнетенность, лабильность аффекта, обидчивость, сензитивность). Равным образом постепенно уменьшается психическая заторможенность, вялость, апатия, замкнутость, причина которых лежала в повышенной истощаемости больного. Исчезают головные боли, восстанавливается сон. Однако истощаемость при интеллектуальной работе проходит, не скоро. Дети еще длительное время легко отвлекаемы, быстро устают, отказываются от всякой работы, связанной с напряжением.
При появлении усилия во время работы больные покрываются потом. Наблюдая детей при выполнении ими заданий, можно видеть, как к концу пребывания в клинике у них корригируются явления зеркальности в подражательных действиях и при срисовывании экспонируемых фигур. При исследовании высшей нервной деятельности отмечается увеличение силы нажима, исчезновение межсигнальных реакций и ступенчатого нажима. В ряде случаев хореический энцефалит оставляет после себя нерезкий интеллектуальный и более или менее выраженный эмоциональный дефект.
За 1946 -1952 гг. нами собрано 36 наблюдений над детьми, страдающими нехореической формой ревматического энцефалита. По годам наши наблюдения распределяются следующим образом: в 1946 г.-2, в 1947 г.-6, в 1948 г.-6, в 1949 г.-10, в 1950 г.-2, в 1951 г.-2, в 1952 г.-8 наблюдений. Из 36 больных было 11 мальчиков и 25 девочек.