Часто можно было наблюдать не резко выраженную оглушенность, когда, например, поставленный врачом вопрос очень долго не доходил до сознания ребенка. Дети медленно двигались, говорили тихим голосом. Иногда оглушенность достигала значительной степени. Истощаемость детей была столь значительной, что больные избегали общества детей и охотно укладывались в постель. Один ребенок уговаривал окружающих скорее ложиться спать, «чтобы было тихо». Дети уклонялись от школьных занятий, а если занимались, то старались выбрать наиболее легкое задание. С большим трудом они сосредоточивались.
Больные эмоционально неустойчивы, легко ранимы, часто обижаются и плачут; становятся внушаемыми, робкими, пугливыми. Иногда ясно выступает тревога и угнетенное состояние. В отдельных случаях проявляется недоверчивость, настороженность, ипохондричность. Наряду с этим, дети раздражительны, возбудимы, нетерпеливы.
На указанном фоне нередко приступообразно появлялись (обычно при усилении головных болей, головокружении и чувстве подташнивания) состояния нарушения сенсорного синтеза, возникали оптико-вестибулярные расстройства. Перед взором ребенка проносились серебряные, зеленые искры, цветные волны, «желтенькие, красненькие кружочки». Предметы «в комнате кружились». Под ногами ощущались «ямки», дорога казалась «извитой», «валились стены». При письме «изгибались строчки». Когда дети лежали на постели, им казалось, что под ними качается койка. Появлялись макро и микроскопии: «мать казалась то большой, то маленькой»; «дома становились большими». Нарушалось восприятие своего тела. Один ребенок говорил, что у него в ногах ощущение тяжести. Другому казалось, что он стал «великаном», что пальцы сделались толстыми. Наблюдались двойные изображения. Так, ребенку казалось, что «тетенька на улице шла, а на ней была другая, которая шла вместе с ней». Имелись и множественные изображения («4 глаза» у матери).
Возникали иллюзорные восприятия. Так, 4-летнему ребенку клеммы на радиорепродукторе показались «глазами волка», а пятнышко на бумаге — «ползущим пауком».
В некоторых случаях можно было говорить об истинных обманах чувств: «дядя лезет в окно», «змеи кажутся» («как во сне вижу»). У одного ребенка во время приступа появлялись сценоподобные галлюцинации: «хожу по Красной площади, вижу много людей, бегают, ходят». Или: «в карете я, то поднимается карета, то опускается вверх и вниз и стреляют в меня». Бывают гипнагогические обманы: «При закрытых глазах вижу голову фашиста». Все окружающее моментами окрашивается в синий или зеленый цвет. Голоса звучат то непомерно громко, то совсем тихо.
Указанная симптоматика развивается не сразу в виде ярко выраженного приступа нарушения сензорного синтеза, как это наблюдается у детей, страдающих вирусным энцефалитом с сензорными нарушениями, а в виде отдельных расстройств сензорного синтеза на общем фоне нервно-психической слабости.