Угасательное торможение было исследовано у 2 больных. У одного (острое психотическое состояние, тяжелый бред, заторможенность) положительная условная двигательная реакция на зеленый свет угасала при 2-м сочетании, данном без словесного подкрепления.
При словах «зеленый свет», пак же как и при сигнале «зеленый свет», в стереотипе не наступало реакции. Условная связь восстановилась только после двух словесных подкреплений. У второй больной условная связь была угашена до /г деления только на 204-м сочетании, до нуля — на 393-м сочетании. Однако после 5 нулевых реакций угашенная условная двигательная реакция вновь восстановилась.
У детей наблюдалась выраженная истощаемость («устала, не могу»), они сидели, развались в кресле, опускали голову на стол и время исследования приходилось сильно сокращать.
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что у больных данной группы, так же как и у больных хореическим энцефалитом, имеется большая слабость раздражительного процесса и его склонность к иррадиации (особенно при обострении болезни).
Об этом свидетельствует и малая сила нажима, и интерсигнальные реакции, и ступенчатость подъема. Замыкательная функция коры при обострении психотических явлений была очень слаба. В то же время можно констатировать и слабость активного торможения (частое растормаживание диференцировок, слабость угасательного торможения). У больных преобладает пассивное торможение; имеется выраженное нарушение взаимодействия сигнальных систем.
Таким образом, и здесь имеются все основания говорить о явлениях охранительного торможения в ответ на токсико-инфекционный процесс. Но в данном случае оно выражена значительно сильнее, чем в группе больных хореическим энцефалитом. Торможение коры у больных колеблется между глубоким, разлитым торможением и частыми фазовыми состояниями. Это в полной мере соответствует клинической картине, в которой, в свою очередь, выявляется то кататоничекое состояние и возбуждение, то обмены чувств с негативизмом и параноидными высказываниями.
Дети обычно реагируют на свое заболевание. Они расценивают его как помеху в учении и бывают озабочены тем, чтобы не пропустить учебный год. В ряде случаев больные делают даже попытку заниматься, чтобы не отстать от сверстников, но обычно они не в состоянии заставить себя сосредоточиться.
На основании клинической картины ревматического энцефалита (нехореического происхождения) можно выделить следующие формы: 1) с ведущим синдромом нарушения сензорного синтеза; 2) с ведущим синдромом приступообразно появляющихся нарушений сознания (сюда входит и эпилептиформный синдром); 3) переходную между хореическим и нехореическим энцефалитом. Последняя характеризуется наличием разнообразных гиперкинетических, в том числе и нерезких хореиформных явлений в сочетании с сензорными расстройствами.
Следует отметить, что деление на указанные три формы произведено нами для удобства изложения и является, как уже упоминалось, сугубо условным. Мы наблюдали детей, у которых нарушения в центральной нервной системе начинались с приступа хореи.