В дальнейшем, через определенный период компенсированного состояния, возникал приступ, характеризовавшийся яркими сензорными нарушениями; вовремя третьего приступа болезни у детей появлялись все учащавшиеся судорожные припадки, достигавшие по частоте эпилептического статуса.
Особое место занимают психозы при ревматической болезни. Иногда в течении ревматических энцефалитов наблюдаются отдельные психотические эпизоды. В некоторых же случаях они занимают основное место в клинической картине и нуждаются в отдельном описании.
Приведем в качестве иллюстрации указанных трех форм нехореического ревматического энцефалита ряд историй болезни.
Результаты исследования говорят о большой слабости раздражительного процесса (иррадиация его при выработке диференцировки на зеленый свет, межсигнальные реакции) и недостаточной концентрации активного торможения (нулевая диференцировка на зеленый свет только с 8-го сочетания, явления последовательного торможения). Отмечается слабость замыкательной функции коры головного мозга. Все это позволяет сделать вывод о том, что кора головного мозга находится в состоянии охранительного торможения. Клинические данные (сонливость, изменение сознания с неправильным поведением — фазовые состояния) являются выражением тормозного состояния коры. На этом фоне имеются, по-видимому, раздражения зрительного, слухового и обонятельного анализатора (оклики, фотопсии, обонятельные обманы), а также раздражение функциональной динамической системы, связанной с осуществлением сензорного синтеза.
Наличие ревматических приступов в прошлом, боли в суставах после перенесенных ангин, хруст суставов и увеличенная печень в настоящем, наконец, неврологическая симптоматика делают несомненным диагноз ревматического энцефалита.