После приступа ревматической болезни, выразившейся в форме ревмоартрита и ревмокардита, и короткого приступа хореических явлений развилось волнообразно протекающее психотическое состояние. На первом плане в нем выступали многообразные нарушения сознания: оглушенность, онероидное сноподобное и делириозное состояние. Этому соответствовали и многообразные формы нарушения сна: то сон в течение круглых суток, то, чаще, сонливость днем и бессонница ночью, то почти полное отсутствие сна.
Симптоматология психоза была очень обширна. Появляются слуховые и обонятельные обманы, искаженное восприятие действительности, бред отравления и преследования, эмоциональные нарушения, тоска, страх, дисфорические состояния. В состоянии делирия поведение агрессивное — оборона от врагов. В состоянии оглушенности заторможенность доходит до стадии кататонии. Описанные психотические нарушения несомненно связаны с ревматической болезнью, и их следует рассматривать как одну из форм проявления последней.
Очевидная связь психоза с ревматической болезнью, массивное нарушение сознания, яркий делирий, сноподобное состояние, многообразие аффективных расстройств, а также прекрасные результаты после применения электросна — говорят о том, что у данного больного нет оснований предполагать шизофрению.
В основе психотического состояния мальчика лежит нарушение деятельности коры и регулирующего влияния ее на организм в целом. Отсюда и резкие вегетативные нарушения — лицо покрывается красными пятнами, стекают капли пота, появляется шелушение кожи, сосудистые нарушения, субиктерическая окраска кожи и т. д. С другой стороны, налицо механизм физиологической защиты — охранительное торможение, иногда захватывающее весь мозг (кататоническое застывание на месте, сон днем и ночью), а иногда прерывающееся возбуждением (прорыв блокады торможения с делирием).
Заслуживает внимания тот факт, что прорыв блокады торможения (возбуждение, страхи, делирий) совпадает с ухудшением соматического состояния (обложенный язык, субфебрильная температура, иктеричеекая окраска склеры, кровоизлияние в склеру, резкая гиперемия лица) и свидетельствует об усилении действия токсикоинфекционного фактора и о снижении охранительного торможения.
Течение ревматических психозов, но нашим данным, имеет тенденцию к волнообразное (1-2 приступа) на протяжении доступного нам срока наблюдения. О волнообразное ревматических психозов пишет и А. 3. Розенберг. Выход из состояния психоза (2-3 приступа), как правило, благоприятный.
Лечение проводилось нами в двух направлениях: путем воздействия на токсикоинфекционный агент и углубления физиологической меры защиты. Прекрасное лечебное действие оказывает пенициллин. Чаще всего мы проводили два курса-лечения (оба по 5 000 000 ЕД), так как, несмотря на исключительно быстрое восстановление здоровья после первого курса, нередко возникал второй приступ. Как правило, детям назначался также лечебный сон: вначале медикаментозный, а затем электросон. В среднем это лечение проводилось около месяца. После выхода из болезненного состояния в течение 2-3 недель наблюдалось астеническое состояние.
Учитывая тот факт, что почти у всех наблюдавшихся нами больных имелись неврологические симптомы (в известной мере после лечения ослабевшие), мы считаем необходимым соблюдать известную осторожность при установлении прогноза. У некоторых детей можно говорить только о динамических функциональных нарушениях корковой деятельности. Однако, как указывал И. П. Павлов, функциональное может переходить в органическое.