Длительность курса вторичной профилактики составляла 2-3 недели. Все обследуемые на фоне указанного лечения ортостатическую, велоэргометрическую и гипоксическую пробы перенесли хорошо. Переносимость перегрузок голова-таз и дыхания под избыточным давлением, определяемая у 5 человек, была на высоком уровне. Приведенные данные подтверждают возможность назначения летному составу медикаментозной вторичной профилактики в условиях освидетельствования и летной деятельности.
Учитывая, что в развитии язвенной болезни у лиц летного состава частым этиологическим фактором является напряженная служебная деятельность, обусловленная повышенной ответственностью, и стрессовые ситуации, а также наличие у них при развитии заболевания различной степени выраженности признаков вегетативно-сосудистой неустойчивости, нами была изучена эффективность и возможность применения электротранквилизации с помощью аппарата ЛЭНАР. Этот метод лечения был апробирован у лиц с гипертонической болезнью и нейроциркуляторний дистонией (28 человек — 1-я группа), вегетативно-сосудистой неустойчивостью, соматогенно обусловленной (12 человек — 2-я группа) и явлениями утомления (7 человек — 3-я группа). Из общего количества обследованных лиц летного состава в возрасте от 23 до 40 лет было 20 человек. Показано, что у лиц с гипертензивными реакциями, включая и летный состав, отмечались снижение АД в среднем со 158/96 до 120/89 мм рт. ст., улучшение субъективного состояния и повышение ортостатической устойчивости. У лиц второй группы выявлен четко положительный лечебный эффект. В третьей группе у обследованных однократные часовые сеансы электротранквилизации приводили к снятию явлений утомления и нормализации показателей, характеризующих функциональное состояние организма.
Дополнительно совместно с Ю. И. Андриенко 12 человекам летного состава в процессе профессиональной деятельности в свободные от полетов дни было проведено по 5 сеансов электротранквилизации. У указанных лиц отмечались повышенная утомляемость, периодическая тяжесть в области затылка в вечернее время и беспокойный сон, а средние показатели АД равнялись 141/92 мм рт. ст. Обращает внимание, что после 2-3 сеансов самочувствие их улучшилось. При выполнении полетов появились четкость и уверенность в действиях. После окончания цикла лечения нормализовалось АД и снизились показатели ортостатического индекса с 11,9 до 7,2. Динамическое наблюдение в течение месяца не выявило отрицательных изменений в состоянии здоровья. Следует считать, что электротранквилизация является перспективным методом лечения, вторичной профилактики и реабилитации в практике авиационной медицины. Она может применяться и в процессе профессиональной деятельности в свободные от полетов дни при постоянном медицинском наблюдении за летным составом, включая и лиц, допущенных к полетам с хроническими гастродуоденальными заболеваниями, особенно с язвенной болезнью, и имеющих признаки вегетативно-сосудистой неустойчивости.
Таким образом, примененные препараты не оказывают существенного отрицательного влияния на переносимость специальных нагрузочных проб, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и познавательные психические процессы. Вместе с тем, следует обратить внимание на недостоверное снижение некоторых .показателей гемодинамики во время проведения комбинированной постуральной и гипоксической проб, по-видимому, обусловленное приемом метацина, обладающего спазмолитическим действием. Прием викалина не вызывал подобных изменений. Данное обстоятельство может служить основанием для нецелесообразности применения метацина в предполетном периоде летчиками истребительной авиации. Необходимо использовать при проведении профилактического лечения у летного состава в стационарных и амбулаторных условиях электротранквилизацию.